ПАСТЫРЬ МИЛОСЕРДНЫЙ (с.16 №95)

10.02.2020

ПАСТЫРЬ МИЛОСЕРДНЫЙ, ТРУЖЕНИК НЕУСТАННЫЙ

О Святителе Митрофане Воронежском как о милосердном пастыре и ревнителе Православной Веры, об обретении его честных мощей и о чудесах, свершаемых над ними, писалось не раз. Добавить что-то новое к портрету святителя, с одной стороны, чрезвычайно непросто: литература о нашем первом епископе обширна и многогранна. С другой же стороны, такая личность, как Митрофан Воронежский, никогда не будет познана до конца, ибо глубина его деяний всякий раз призывает к новому осмыслению.
К примеру, кто были родители Митрофана Воронежского? В «Завещании», повествуя о своём рождении, Митрофан написал: «Я родился в мир сей от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в Православной Вере».

Почему Митрофан Воронежский не указал конкретно, кто его родители? Здесь ответ очевиден: «По смирению своему, Митрофан, скрываясь от взоров света, сокрыл от соотечественников... имена добродетельных своих родителей».

Рядом с Предтеченским храмом села Сидоровское, в котором Митрофан служил в сане священника, ещё до революции 1917 года был установлен деревянный крест: считается, что именно там, на бывшем кладбище, упокоились его родители. К кресту приходили многие, получая помощь по молитвам угодника Божия Митрофана.

Конечно же, некоторые подробности рождения будущего епископа Воронежского известны. В первую очередь – по синодику святителя. Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил вспоминает: «Будучи студентом семинарии, я получил поминальный синодик святителя Митрофана, в котором были записаны его родные и близкие». На сей день установлено, что родители будущего воронежского святителя – это священник Василий и его жена Мавра. Однако ещё до революции не все церковные историки разделяли подобное мнение. Дело в том, что в старинных синодиках имена записывались по «ликам», причём следовали они в таком порядке: преосвященные, архимандриты и игумены, иеромонахи, белые священники, диаконы, схимонахи, монахи, миряне и младенцы. В каком именно лике нужно искать родителей Митрофана точно неизвестно.

Случайно ли назначение Митрофана на новую Воронежскую кафедру? Отнюдь нет. Обустройство новой епархии подразумевает решение многих, и не в последнюю очередь – организационных вопросов, а первый наш епископ являлся опытнейшим хозяйственником. Будучи игуменом двух обителей, Митрофан не раз бывал в Москве и хорошо знал её порядки.

Ведь главная причина возникновения Воронежской епархии – борьба с расколом. А Митрофан хорошо знал, что такое раскол. Мало того, он лично участвовал в знаменитых кремлёвских прениях с раскольниками. К слову, уже находясь на Воронежской кафедре и решительно борясь с раскольническими настроениями, крайние меры по отношению к поборникам старой веры Митрофан применял крайне редко, призывая действовать «научением и от противности церковной отвращением». Для искоренения раскола во многих сёлах первосвятитель учредил школы. В Воронеже той эпохи грамотность весьма высока – 17% среди всех слоёв населения. В 1703 году в селе Ендовище уже была школа, учительствовал в которой священник местной Успенской церкви Роман Прокофьев. Есть намёки на существование ещё в 1683 году школы в Землянске, известен и землянец-школьник: Василий Ерофеев.

Воронежский святитель без устали трудился в нашем неспокойном крае. За время епископства Митрофана количество духовенства в епархии почти удвоилось. И это способствовало усилению благотворного пастырского влияния на население и улучшению церковного Богослужения. Митрофан ввёл церковные пения при Богослужении и запретил посвящать в священники лиц недостаточно подготовленных; им обозначен для того возрастной ценз, который колебался от 20 до 30 лет. Во взятом святителем курсе на постепенное омоложение клира тоже прослеживается политика борьбы с расколом.

Противился Митрофан и ранним бракам. Так что венчавшиеся в нашей епархии относились к браку с особой серьёзностью, ибо знали: епископ редко давал развод, даже в случае неверности одной из сторон заменял развод церковным покаянием или денежной пенёй в пользу храма.

До сих пор идёт полемика по поводу того, насколько святитель Митрофан был близок к Петру I. Среди прочих аргументов в пользу «случайного совпадения», давшего начало взаимоотношениям царя и Воронежского епископа, приводится тот факт, что прибывший в Воронеж голландец Корнелий де Бруин о Митрофане не упоминает. Аргумент, скажем так, сомнительный. Вообще-то встречи святителя Митрофана с царём при голландце исключались. Да и кто такой Корнелий де Бруин? Иноземец, художник, путешественник и... резидент. Да и занедужил уже епископ в пору его вояжа – не до заезжих латинян ему было.

Воронежский святитель Митрофан был близок Петру вовсе не по случайному совпадению. 25 июня 1682 года на царство венчались Иван Алексеевич и Пётр Алексеевич. Митрофан, уже назначенный Воронежским епископом, принимал участие в коронации, поднося «державу» – знак царской власти – именно Петру. Что это, как не Промысел Божий? Это венчание на царство в десятилетнем возрасте монарха, конечно, сблизило царя и Митрофана, то есть Пётр узнал воронежского святителя уже с ранних своих лет. И помнил, к тому же, что именно в Воронеже планировался и осуществлялся
начальный этап выхода к тёплым морям – красная нить геополитики Русской Державы ещё со времён Олега Вещего. Пётр рассказывал своим приближенным, как после чтения «Повести временных лет» у него возникло желание отомстить врагам христианства. Мысль эта окрепла в нём, когда во время поездки в Воронеж он обозревал Дон и увидел, что этой рекой можно напрямую выйти в Чёрное море. Так и неудивительно, что постоянные воззвания Воронежского владыки Митрофана бороться против нехристей нашли в мыслях и деяниях Петра I горячую поддержку. И стал Воронеж по праву впоследствии именоваться колыбелью Русского военного регулярного флота.

В 1689 году семнадцатилетний Пётр спасается от Софьи и стрелецкого бунта в обители Сергия Радонежского. В память о том в 1690-1694 годах по указу царя в Высоко-Петровской обители строится храм во имя преподобного Сергия Радонежского с трапезной. Церковь повторила трапезный храм Троице-Сергиевой лавры с приделами во имя святителей Алексия Московского и Митрофана Воронежского. Тоже случайность?

Многие инициативы святителя перекликаются, так или иначе, с деяниями Петра Алексеевича. Так, среди прочих нововведений Воронежский епископ обязал не хоронить неопознанные трупы, прежде не выяснив причины их смерти. Уже после кончины епископа практика эта велением Петра войдёт в «Воинский устав»...

В годы, когда святитель Митрофан возглавлял Воронежскую церковную кафедру, всё ещё не схлынула от земель русских татарская угроза. Что это такое, Митрофан знал не понаслышке, и потому так ревностно выступал против нехристей. 1 августа 1683 года на праздник Происхождения Честных Древ епископ Митрофан решил совершить Крестный ход со святыми иконами из Воронежа на источник для освящения воды и просил воеводу Семёна Петрова, чтобы тот велел на всякий случай быть рядом стрельцам с ружьями.

Жертвуя немалые деньги на строительство Русского флота, владыка Митрофан говорил: «Каждый сын Отечества должен посвящать остатки от издержек своих нужде государственной: прими же, государь, и от моих издержек оставшиеся сии деньги и употреби оные против неверных». Святитель Митрофан благодетельствовал многим: нищим, убогим, не чурался и колодников, стараясь «внести умиротворение в их сердца». К слову, раздавая милостыню, давал и «на иноземцев».

Митрофан (в схиме Макарий) скончался 23 ноября 1703 года, и в тот же день царь выехал из Москвы на Воронеж. Часть исследователей считает, что царь выехал в Воронеж из Москвы ранее и узнал о преставлении святителя Митрофана уже в пути, на основании чего делается всё тот же вывод: Пётр Великий не специально отправился на похороны первого воронежского епископа, а оказался-де там случайно – опять просто совпадение, дескать. Знакомый мотив...

Да, в день кончины Митрофана Пётр не мог получить о том известия, и приезд его в Воронеж намечался ранее. Правда, когда в нашем городе подписали договор с Данией, посол Емельян Украинцев выехал в Воронеж в тот же день. Узнав о смерти святителя Митрофана, монарх решительно ускорил свой путь – и это главное. В Воронеже царь принял личное участие в похоронах епископа Митрофана, состоявшихся 4 декабря. До самой усыпальницы Пётр на своих плечах нёс домовину с телом почившего. Даже если предположить, что самодержец прибыл в Воронеж не специально на погребение Митрофана, а «так сложилось», то задержался Пётр в Воронеже намеренно.

Изначально «Духовное Завещание» святителя Митрофана должно было читаться при его погребении. Показательный момент: на похоронах присутствовали иностранцы, которые могли услышать из строк «Завещания» нелестные характеристики в свой адрес. А под оригиналом «Духовного Завещания» святителя записаны слова царя Петра, сказанные вслух по поводу его кончины, и при иноземцах в том числе: «Не осталось у меня такого святого старца...». Да, впоследствии рядом с Петром будут иные духовные наставники, но такого – уже нет, и не будет. Пока был жив владыка Митрофан, Пётр Алексеевич не особенно поглядывал в сторону Европы, во внешней политике пытаясь осуществить иное направление.

Первый Воронежский епископ явился не только для великого самодержца, но и для всего нашего народа неким безупречным авторитетным наставником, связанным с Небесами духовными узами. Он в тяжких трудах и заботах в сверхсложной общественной обстановке сумел отстоять Православную Веру на нашей земле, сохранить и поддержать всё лучшее в русских и значительно обустроить Воронежский край.

Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас!

Назад