ВЕЛИКАЯ ЗАСТУПА (с.2 №95, Игорь Маркин)

10.02.2020

ВЕЛИКАЯ ЗАСТУПА

Один из героев произведения Ивана Шмелёва «Лето Господне», рассуждая о значении православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы для русского народа, сказал: «Не страшно нам ничего под таким-то Покровом... Заступа у нас великая».

Об этой «Заступе» на Святой Руси испокон веков молились все православные – от последнего смерда до родовитого боярина. А ещё – воины, когда отправлялись в дальние походы или выходили защищать свою землю от врага. В нашей стране многие Покровские храмы возводились именно в память о боевых походах.

По велению царя Ивана Васильевича IV, прозванного Грозным, в 1552 году в честь взятия Казани в Москве воздвигли храм Пресвятой Богородицы «Покрова на рву», сейчас более известный как Собор Василия Блаженного. В 1618 году наши предки успешно отбили от столицы польских находников. Знаменуя победу над войсками польского королевича Владислава, в Московских Филях в 1619 году заложили деревянную Покровскую церковь. Позже филёвский Покровский храм «одели» в белоснежный камень.

Однако Покровские храмы у нас возводили не только после победоносных походов. К примеру, первая Покровская церковь на Руси была построена в XII веке, и повод оказался отнюдь не связан с одержанной победой. Вернувшись из похода на волжских булгар, умер от великих ран сын великого князя Владимирского Андрея Изяслав, и в память о погибшем Андрей Боголюбский повелел возвести храм Покрова на реке Нерль. Мы все прекрасно знаем этот архитектурный шедевр мирового значения.

Церковь Покрова на Нерли – начало храмового зодчества в православной Руси. Само же изначалие такого явления и понятия, как «Покров», «Покрова Пречистой Девы», нашей Небесной Заступницы Матушки Богородицы тоже связано с военным походом, и оно совсем не победное...

Середина десятого века. Мощная Византийская империя сотрясается от внутренних нестроений и внешней агрессии. Византийский император Лев VI, оставшийся в памяти под прозвищем Философ, не являлся выдающимся военачальником, поэтому богатая православная столица, Константинополь – казалась довольно лёгкой добычей для тех, кто бы вознамерился его завоевать. Желающих нашлось немало, и среди них наши предки-славяне, тогда ещё язычники. Вёл в поход объединённые славянские дружины и отряды знаменитый киевский князь Олег, которого народ почитал за Вещего.

Поход, затеянный князем Олегом, оказался грандиозным. Многочисленные лодьи разных славянских племён успешно преодолели Чёрное море (которое, впрочем, в те времена называли Русским) и неожиданно «в силе великой» явились у стен Византийской столицы. На Руси Константинополь называли Царьград, тем самым подчёркивая его первенство в известном для того времени мире. Поход на Царь-город, завоевание его – красная нить внешней политики России со времён Вещего и, пожалуй, до событий Первой Мировой войны...

Но вернёмся в десятое столетие. Приход по воде и посуху неисчислимых славянских воинов, на взгляд византийцев «страховидных» и свирепых, посеял в городе панику и ужас. Люди бросали свои дома, имущество и бежали кто куда: те, что позажиточнее, уходили за город, надеясь отсидеться в собственных виллах, остальные, уповая на Господа, стекались в Божьи храмы и усердно молились об отводе внезапной напасти.

С незапамятных времён на окраине Константинополя, во Влахернах, стоял храм. Согласно церковному преданию, в день, когда тревога жителей Царьграда достигла предела, христиане собрались во Влахернском храме помолиться Богородице перед Её платом, мафорием. Среди прочих в храме оказался и раб одного византийского вельможи Андрей, Христа ради юродивый. Кстати, тоже славянин. Именно Андрей и увидел во время моления Богородицу, озарённую Небесным светом и окружённую сонмом ангелов и святых. Преклонив колена, Пречистая со слезами молилась за христиан, а затем, сняв со Своей головы плат, распростёрла его над стоящими в храме, защищая от врагов зримых и незримых. Как сообщает то же предание, Андрей, трепеща, вопросил стоявшего рядом с ним товарища Епифания, видит ли он «Царицу и Госпожу, молящуюся о всём мире». «Вижу, святой отче, и ужасаюсь» – ответил Епифаний.

Если рассуждать материалистически и судить по летописным данным, то разумного объяснения тому, что произошло дальше, нет. По неведомым причинам лодьи с дружинами славян развернулись назад, Константинополь был спасён. Да, Олег Вещий прибил свой щит на вратах Царь-города, но столица Византии всё-таки ему не покорилась.

Это Влахернское явление Пресвятой Богородицы, которая Своим Покровом защищает всех, ищущих Её заступничества, и вспоминают во время праздника.

Вот что интересно. Византийский Константинополь спасся от наших же предков, но отмечают этот день в России, причём только в России. И хотя само явление Божией Матери произошло, как говорили на Руси, «в земле Греческой», в православном греческом календаре этот праздник отсутствует. Казалось бы, налицо парадокс: событие, которое можно считать военным поражением наших предков, Русская Православная Церковь отмечает как праздник. На самом деле никакого парадокса нет: то, что произошло во Влахернском храме, ознаменовало заступничество Богородицы за всех православных христиан, а русские стали подлинными преемниками христианства как раз от увядающей Византии. И свет христианской, православной Веры с новой силой воссиял именно в нашей стране, впоследствии распространив его благодать на другие народы. Военное поражение обернулось более весомой победой: Света – над мраком. Подлинной Верой и самоотречением, порой жертвенностью, личной земной смертью во имя общей победы. Ведь и земная смерть Богородицы стала в тот же миг и Её вечной жизнью.

Действительно, великая Заступа на все времена. По мнению епископа Василия Родзянко, такое «самоотречение – историческое, народное – не случайно». Оно свидетельствует о том, что народ несёт в себе «мощь правды», глубинное понимание того, что истинно, а что нет. Поэтому любовь к празднику Покрова Пресвятой Богородицы – свидетельство нравственной силы и чистоты нации, говорящее о сохранении в русских людях чувства правды.

Игорь Маркин

Назад