ЖИВИ ДУХОМ (с.4 №96)

16.02.2020

ЖИВИ ДУХОМ

Среди множества приманчивых грехов, которыми весьма активно, хотя чаще всего незаметно для самого человека искушают нас духи злобы поднебесной, есть семь грехов смертных, то есть делающих людей повинными в смерти собственной души. Это сребролюбие, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, уныние и гордость. Такой вот семиглавый змеиный узел, причём один недуг, глядишь, вскоре тянет за собою в ослабленную им душу и все прочие хищные жала, исполненные яда...

Мы, грешники. И надо признать, что время от времени в каком-то ослеплении сердца почти каждый из нас может заблудиться, уклониться от верного жизненного пути. Потому-то и заповедал Господь ученикам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» [Мф. 26, 41]. Бдите и молитеся, да не внидете в напасть... Впадаем и падаем. Но важно, что с помощью Божией есть нам возможность по примеру святых праведных и благочестивых людей и подниматься, и противодействовать даже самым страшным искушениям, приобретая, воспитывая в себе противоположные греху добродетели. Для вышеназванных семи точек греховного преткновения в помощь духу человеческому даны противоборствующие им добродетели: нестяжание, смирение, воздержание, целомудрие, кротость, трезвение и любовь.

Много писано о грехах, не оставим же вниманием и добродетели. Так, добродетель нестяжания борется с грехом сребролюбия. А он ведь, этот стяжательный грех, так потворствуем в современном обществе потребления!

Весь нынешний общественный уклад, все ухищрения многоликой рекламы и вся мощь лукавых средств массовой информации – печатных и интернет-изданий, пустейших и лжеумных телепередач, пустых фильмов, пожирающих время интервью и шоу... Овладевая сознанием, вся эта довлеющая злоба дня, мишура мира воспитывает в человеке жадность к деньгам, к накопительству, к бессмысленному и неуёмному приобретательству. Да и соединена подобная жажда нередко с неправедными приобретениями, но главное – не даёт этот грех человеку и минуты подумать о духовном. Нестяжание же предполагает отказ от излишеств, удовлетворение телесных потребностей лишь необходимым, неприятие всякой пресыщенности и роскоши, милосердие к нищим и обращение души к духовным ценностям.

Во всяком моменте жизни следует нам уповать на Промысел Божий и стремиться следовать Христовым заповедям, и даже – коли будет на то воля Господня и испытание окажется христианину по силам – вплоть и до нищеты евангельской. Именно нестяжание дарует человеку душевное спокойствие, свободу духа и мягкость сердца.

В отечественной народной культуре – ни в сказках, ни в песнях русских – ни один положительный герой не мог быть жаден, сребролюбив и скопидомен. А уж о том и говорить нечего, что все святые праведники наши отличались исключительным нестяжанием, милосердием к немощным и бедствующим людям, и были исполнены христианской любви и истинного добросердечия.

«Всероссийский Батюшка» – так называли святого Иоанна Кронштадтского, день праведной кончины которого (1908 г.) вспоминаем православными 2 января (20 декабря ст. ст.). Вся верующая Россия текла со своими бедами и заботами к этому дивному чудотворцу, который совершал свой пастырский подвиг в тяжелейшее для России время. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть отца Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Столь велико было число писем и телеграмм, которые получал он, что кронштадтская почта для его переписки должна была открыть особое отделение. Вместе с письмами и телеграммами текли к милостивому пастырю и огромные суммы денег на благотворительность. О размерах их можно судить только приблизительно, ибо, получая деньги, святой тотчас же всё раздавал. По самому скромному подсчету, через его руки проходило в год не менее миллиона рублей (сумма по тем временам громадная). На эти деньги Всероссийский батюшка ежедневно кормил тысячи нищих, основал в Кронштадте для болезных и бездомных «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своём родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребён...

Иной образ нестяжания даёт нам житие смиренного старца преподобного Серафима Саровского. 15 января – день его отшествия ко Господу (1833 г.), а также второго обретения мощей (1991 г.). Вспомним, в беседах своих батюшка Серафим любил повторять: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасётся около тебя». Щедро изливал преподобный на прибегающих к нему дары своей святости: мир душевный и сердечное умиление, от которого люди внутренне согревались и исполнялись духовных сил. Сколько душ, поддержанных его сердечным ходатайством пред Господом и горячей молитвой к Богородице, спаслось рядом с ним? То ведомо лишь Богу.

Исполненный духом любви, милосердия и нестяжания, свои земные потребности преподобный Серафим сводил к минимуму. Питался крохами, носил простой белый полукафтан, на голове камилавку, обувался в кожаные чулки и лапти, зимой надевал рукавицы. На груди его всегда висел железный крест, а за плечами была сумка со святым «Евангелием». Жизнь вёл в своём уединении самую простую, трудовую: летом готовил дрова на зиму, по теплу возделывал небольшой огород, собирая для удобрения его мох в болоте. И – непрестанно молился. Трудясь, любил петь священные песнопения. Иногда так погружался в Богомыслие, что лопата или топор выпадали из рук его, и он весь умом переходил на Небо. Видевшие его в такие минуты, не смели нарушать его внутренней благодатной тишины, и незаметно удалялись...

Не менее дорог нам образ преосвященного Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. 2 января 1846 года завершился его земной путь, но и сегодня поражаешься исключительным человеческим качествам благодатного архипастыря, во имя которого освящён наш храм. По отзывам современников, владыка Антоний был энергичным и смиренномудрым, правосудным и благостным, являя собой удивительно «полный, отрадный, идеальный образ архиерея». Многочисленные поездки по огромной территории вверенной ему Воронежской епархии, напряжённая Богослужебная деятельность, создание и освящение новых храмов, внимание к сфере духовного образования, попечение о неимущих: благотворительные обеды, организация помощи голодающим, а также людям, пострадавшим от пожаров, эпидемий и просто находящихся в бедственном положении, наделение святыми иконами воинов, убывающих на поля сражений... И молитва – днём и ночью, дома и вне его; горячая, с требовательной верой в вышний Промысел и тихая, с упованием на милость Творца; келейная и в храме Божьем, сосредоточенная литургическая – и безмолвная внутренняя... Не случайно именовал святителя Антония своим духовным братом преподобный Серафим, направляя к нему в Воронеж за помощью и исцелением многих болящих – и никто не уходил от святителя Антония не утешенным. Трудно даже представить круг забот и масштаб деятельности, духовно возвышающей наш край, этого удивительного Божьего избранника, с юности по смирению своему обретшего фамилию Смирницкий. Часто он называл себя «послушником всех». Но при видимой простоте его общения, равно доброжелательного с людьми любого звания, ясность душевная и глубокая вера в Бога лежали в основе подаваемых им исцелений и благотворений. И это делало (чему подтверждений немало) святителя Антония мудрым прозорливцем, а проникновенным речам его давало силу свидетельства об Истине.

«Много усматривается на земле различных образов жизни, много примечаем мы различных путей и направлений между человеками. Но не всякая жизнь может называться истинной жизнью, согласной с ее назначением. И не всякий путь вводит человека в живот вечный, – предупреждал святитель. – Жить просто жизнью естественной, телесной – то есть только дышать воздухом, насыщаться пищей, наслаждаться питием, следовать слепо влечениям воли своей – не значит ещё жить. Сей жизни конец постыдный: ибо так живут и все бессловесные твари; конец погибельный: ибо живущий по плоти носит в себе смерть: «Сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление». Жить духом, ходить по воле Всеблагого Бога, прославлять Его Святейшее Имя, благоговеть пред Его премудрым Промыслом, питаться манной словес Божиих, упоеваться от тука сладостей Его – вот жизнь в собственном её значении, жизнь, достойная разумных существ! Сей жизни плод есть живот вечный, ибо, по слову апостола Павла, «сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный» [Гал. 6, 8]. На сию жизнь извлечены из первобытного ничтожества все разумно-свободные существа; к сей жизни призваны и мы: «се же есть живот вечный: да знают Тебе Единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа».

Назад