ТВОРЕНИЕМ ДОБРА И ПРАВДЫ (с. 2 №100, митр. Иоанн Снычев)

19.10.2020

ТВОРЕНИЕМ ДОБРА И ПРАВДЫ

«Да не смущается сердце ваше...» – эти слова, сказанные некогда Господом Иисусом Христом в ободрение Своим оробевшим ученикам, необходимо сегодня помнить всем, болеющим душой за истерзанную смутой Русь. Ненависть и предательство, изуверная злоба и лицемерная лесть, лукавые посулы и циничные угрозы – всё это не раз пускалось в ход против России и не раз ещё встанет на нашем пути к Русскому Воскресению. Диавол, сатана – враг рода человеческого до скончания века не уймёт свои богоборческие порывы, не откажется от намерения истребить в людях благодатную искру Божественного духовного огня. Но «дерзайте, ибо Я победил мир» [Ин. 16, 33], – удостоверил Спаситель верных Своих в конечной победе Добра и Правды. Сказано это апостолам много веков назад, сказано это и нам – борющимся сегодня за возрождение Святой Руси. «Имеющий уши – да слышит» сей пламенный Отчий призыв!

По отношению к позиции, которую должна занимать Церковь в современном мире, существуют две неприемлемые крайности. Согласно одной, Церковь полностью – «не от мира сего», а потому принципиально не может вмешиваться в какие бы то ни было мирские дела. Нелепость подобных взглядов очевидна. Если б такая точка зрения восторжествовала в истории, не было бы у русского народа ни преподобного Сергия Радонежского, активно способствовавшего политической централизации русских земель вокруг Москвы; ни преподобного Иосифа Волоцкого – первого приверженца «симфонии властей» духовных и светских; ни священномученика патриарха Гермогена, всемерно препятствовавшего политическим притязаниям иноверных претендентов на Российский престол; ни праведного Иоанна Кронштадтского – грозного обличителя революционеров и мятежников.

Есть и другая крайность. Её представители видят в Церкви политическую силу, которую, «перетянув» на ту или иную партийную «платформу», можно использовать в борьбе за власть. Извращение здравого понимания церковности и в этом случае не подлежит сомнению. Политические течения, различные общественные группы и партии часто находят смысл существования в соперничестве за власть. Их целью является установление того или иного общественного или экономического строя, определённой модели государственного устройства. Для Церкви же стабильная, мощная и национально осмысленная государственность – лишь средство, условие, при котором всего удобнее достигается главная цель Православия: спасение души «во всяком благочестии и чистоте».

Мерой участия Церкви и её иерархов в любом общественном или государственном деле является мера (высочайшая!) их ответственности за духовное здравие народа, за чистоту его нравственно-религиозных воззрений, за единство его Веры и осмысленность бытия. Условия внешние могут способствовать или препятствовать этому благотворному участию Церкви, но никакая земная сила не способна его уничтожить – ибо именно таким образом реализуется в мире глубочайшая, таинственная, мистическая основа христианства.

Особенно громко и ясно должен звучать голос церковного вразумления в годины всенародных испытаний и смут. Недопустимо и безнравственно стоять в стороне от жизни, когда твоя Родина и твой народ находятся на краю гибели. Потому-то объединяющее и примиряющее влияние Церкви сегодня тем более потребно: ведь при обилии сокрушающей критики особенно видно почти полное отсутствие положительных, созидательных всесторонних программ действия.

Главной задачей для всех, кто болеет душой за Россию, должно стать восстановление исторической преемственности русской жизни. На протяжении почти десяти веков русское общество развивалось (несмотря на многочисленные попытки помешать этому) последовательно и гармонично. Тем самым обеспечивалась внутренняя стабильность и внешняя крепость страны. Росла численность населения, расширялась территория, развивались наука и культура, увеличивалась экономическая, политическая и военная мощь, повышалась притягательность «русского образа жизни».

Нынешние ревнители «суверенитетов» напрочь забывают историю, а зря! Чего стоит, например, хоть слёзное обращение кахетинского князя Александра, привезённое в Москву в 1586 году. «Великому и храброму», «от Бога избранному», «всей вселенной державному» русскому царю грузинский владыка «челом бил до земли» с покорнейшей просьбой: «Своей головой и со всею своею землёй под кров царствия твоего и под царскую руку твою рад податься... и в том царская твоя воля как государя нашего».

Державная поступь русской истории и духовная преемственность русской жизни были резко нарушены в XX веке целой серией страшных социальных катаклизмов. Революция разрушила традиционную государственную форму Руси, коллективизация надломила господствующий хозяйственный уклад, изуверные гонения на Церковь потрясли тысячелетнюю духовную основу общества... Национальная политика новой власти тяжким бременем придавила народ – а там подоспели и жесточайшая война, и кукурузные эксперименты, и лукавая «оттепель»... Катастрофическая «перестройка» и самоубийственные «реформы» довершили развал. Злонамеренные усилия по внедрению в русскую почву чуждых, губительных для народа и страны заграничных псевдоценностей дали свои неизбежные плоды во всех областях нашей жизни. Оглянитесь вокруг – результаты налицо!

Единственной возможностью избежать дальнейшего ухудшения положения, хаоса и гибели России как государства, а русского народа как духовной и этнической целостности является немедленное возвращение страны на путь её естественного, закономерного и самобытного развития. При этом в полной мере должен быть использован весь положительный опыт: как до-, так и послереволюционный... Активные действия по всем направлениям должны исходить, прежде всего, из традиционного, исторически сформировавшегося понимания русских интересов, взглядов и ценностей, в соответствии с христианскими религиозно-нравственными и морально-этическими идеалами.

Сегодня выживание России и русского народа зависит от того, как скоро смогут православные национально-патриотические силы сформулировать и представить обществу чёткую, ясную, осмысленную идеологию русского возрождения – поддержанную конкретной практической положительной программой, включающую в себя все важнейшие области человеческого бытия, от религии до экономики, опирающуюся на многовековой исторический опыт народа.

Что мешает этому? Разобщённость здоровых сил общества, отсутствие у его большей части потребного духовного опыта, позволяющего ясно видеть цели и правильно отличать друзей от врагов. Такой опыт придёт по мере воцерковления нашей жизни. Но медлить нельзя: каждый должен отдавать себе отчёт, что от его личных усилий зависит общее дело. Враги России знают, что настоящей властью в современном мире обладает не тот, у кого в руках «красная кнопка», и не тот, кто отдаёт приказы заводам и танкам, осуществляя непосредственное руководство экономикой или армией – но тот, кто имеет возможность формировать самосознание масс и государственное мировоззрение. Поэтому их главные силы брошены на то, чтобы удержать контроль над общественным мнением, целенаправленно разрушить мешающие им идеологические приоритеты и создать на их месте иные, удобные для себя. Такая «концептуальная власть» над обществом, находясь в руках злонамеренных людей, смертельно опасна для любого государства и народа, особенно для народа русского, доверчивого и доброжелательного. И чтобы не случилось этого, надо беспощадно бороться с силами тьмы, разрушения и ненависти. Сегодня, не переломив в этом отношении ситуацию в России, бессмысленно рассчитывать не только на её возрождение, но и просто на выживание.

Итак, запомним сами и убедим окружающих, что путь возрождения Святой Руси есть путь Веры и здравого смысла. Условие его успешного прохождения – диктатура совести. Его главная цель – спасение души человеческой творением добра и правды. Его начало – восстановление соборности и державности русской жизни.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев)

Назад