О ВНУТРЕННЕЙ КРЕЩЕНСКОЙ БЛАГОДАТИ (арх. Серафим (Соболев) №47 с.18)

09.01.2014

На праздник Крещения Господня [6 января ст.ст. /19 января н.ст.]

«Явися бо Благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце» [Тит. 2, 11-12]. Вот слова апостольского чтения в честь великого праздника Крещения Господня, на которых хотелось бы остановить внимание. Здесь говорится о явлении Благодати, которая, по учению апостола Павла, делает нас целомудренными, праведными и благочестными, то есть святыми.
Что же это за Благодать, о которой говорит апостол как о средстве к стяжанию святой спасительной жизни? По учению преподобного Иоанна Кассиана, надо различать два вида Благодати. Первая – Благодать внешнего промышления, через которую Господь действует во всём мире: или непосредственно, или посредством ангелов, людей и даже видимой природы. Вторая же – Благодать как внутренняя Божественная Сила. Именно об этой внутренней Благодати речь ведёт святой апостол Павел. Она действовала в жизни первых людей в Раю и была источником их истинного ве́дения, святости и блаженства. После же падения наших прародителей эта Благодать оставила их – и потребовалось Спасителю воплотиться, пострадать, умереть и воскреснуть, чтобы сия Благодать опять была дарована людям.
Эта милость Божия вновь излилась на нас, когда, по обетованию Христа, Дух Святой в Своей многообразной Благодати сошёл на апостолов: как Истина [1 Ин. 5,6; Ин. 15,26; 16,18], как Сила [Деян. 1,8], как Утешение [Ин. 14,16,26; 15,26; 16,7] и Божественная Радость. С тех пор Благодать Святого Духа стала подаваться верующим в Церкви через Таинства Крещения и Миропомазания для возрождения нашего ума, воли и сердца.
Как возрождающая Божественная Сила, Благодать стала царствовать внутри нашего существа, в само́м сердце человека. До появления этой Благодати, полагал святой блаженный Диадох, в сердце царствовал грех, а Благодать действовала извне. А после явления Благодати грех действует на человека извне, а Благодать – в сердце. В этом и состоит различие между Ветхим и Новым Заветом.
Конечно, по существу мы никогда не определим, что такое Благодать Божия. Святой Макарий Великий учит, что как Бог непостижим в Своём существе, так не может быть познана в своей сущности и Благодать Святого Духа, ибо Благодать есть неотделимая от Бога Его Божественная Сила. Вот почему Сам Господь, предлагая учение о Благодати как действии Святого Духа, прибегал к формам притчи. Именно о ней, по мнению святого Симеона Нового Богослова, Спаситель сказал: «Огня npuuдox воврещи на землю, и что хошу, аще уже возгореся» [Лк. 12,49]. Ту же Благодать Святого Духа Господь имел в виду, когда возгласил: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет; веруяй в Мя... реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече, – замечает Евангелист, – о Дусе, Егоже хотяху приимати верующий во имя Его» [Ин. 7,37,39].
Однако мы можем познавать Благодать Святого Духа опытно, духовно: когда будем испытывать в своём сердце её спасительные действия, воспринимая от неё истинное ве́дение о Боге и о мире, чувствуя в себе её силу для борьбы со грехом и её неизреченную радость. Мы узнаем, что такое Благодать Святого Духа, только тогда, когда она будет в нас царствовать над всеми нашими страстями, и мы будем ощущать её как Царство Божие, как правду, мир и радость о «Дусе Святе» [Рим. 14,17]. Именно такое опытное познание Благодати оставили нам в своих творениях святые отцы Церкви: Антоний Великий, Макарий Великий, блаженный Диадох, преподобный Симеон Новый Богослов, великий богослов Русской Церкви Феофан Затворник. Они чувствовали в себе Благодать Святого Духа как дар Божественного ве́дения и премудрости – и настолько, что могли других озарять светом Божественной Истины. Они ощущали в себе Благодать как Божественную Силу – ибо ею совершали дивные чудеса, ею предсказывали будущее. Эта Благодать переживалась ими как внутренняя неиссякаемая Боже-ственная Радость, которую они испытывали непрестанно и которой утешали скорбные сердца верующих.
Великим благом является для нас Благодать Святого Духа. Она есть самое драгоценное сокровище, о чём свидетельствует учение Христа, апостолов и святых отцов. По учению Христа, Благодать Святого Духа является таким величайшим для нас благом, что ниспослание её нам было целью Его страданий и смерти, что видно из Его прощальной беседы с учениками [Ин. 16,7]. Так смотрели на Благодать и святые апостолы, ибо учение о спасении Благодатию, в силу крестной смерти Христа, было центральным в их Благовестии. Об этом особенно ярко свидетельствуют послания святого апостола Павла. Не могли иначе смотреть на Благодать Божию и святые отцы Церкви. Так, святой Симеон Новый Богослов говорит: «То и было целью и концом всего домостроительства Христова, чтобы верующие принимали в души свои Духа Святаго, и чтобы Дух Святой был как бы душою нашей души, и чтобы действием Сего Духа мы переплавлялись и пересозидались по уму, совести и по всем чувствам». А великий угодник Русской Православной Церкви святой Серафим Саровский учил, что стяжание Благодати Святого Духа (то есть раскрытие её в нас) есть цель всей нашей жизни христианской. Вот о явлении какой Благодати говорят слова апостола Павла!
Слыша эти апостольские слова, мы должны радоваться и благодарить Бога, что являемся чадами Православной Церкви Христовой, через которую Господь даёт нам эту великую Благодать, несравнимую ни с какими сокровищами мира.
В католичестве Благодать не может проявиться, в силу отступления католиков от истин Православной Веры. В католичестве Благодать, получаемая в таинствах святого Крещения и Миропомазания, как Божественная искра, сокрыта под пеплом всевозможных лжеучений, а в Православной Церкви она, как солнце, сияет, проявляясь в дивных и разнообразных дарованиях, какими одарил Господь святых Своих, исполнив в их жизни Своё слово: «Удиви Господь вся хотения Своя в них» [Пс. 15,3].
Что же касается протестантства, то здесь совсем нет возрождающей благодати Святого Духа в её дивных проявлениях, ибо у протестантов нет таинства святого Миропомазания, в котором подаются благодатные силы к тому, чтобы стать нам новою тварью во Христе.
Радуясь, что мы чада Православной Церкви, получая от неё великую Благодать, мы должны в жизни нашей раскрывать эту Благодать до её дивных проявлений...
Каким же образом мы должны раскрывать, приумножать и возгревать Благодать Святого Духа, полученную нами при Крещении? Мы должны это делать посредством неуклонного исполнения Божественных заповедей. В этом и состоит всё дело нашего спасения и путь спасительной жизни.
Да, труден и очень тесен этот путь. Поэтому Господь и сказал: «...узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» [Мф. 7,14]. И как жаль, что очень многие из среды православных христиан не хотят идти этим тесным путём соблюдения спасительных заповедей и предпочитают идти широким путём беспрепятственного удовлетворения своих страстей, своей собственной воли. Тогда Господь почти насильно влечёт нас ко спасению, и вместо креста исполнения Его заповедей посылает нам крест всевозможных сердечных скорбей. В таком случае от нас требуется безропотное несение с терпением этих скорбей, и мы должны уже не снимать с себя бремени этого креста, но всемерно осуществлять слова Христа: «В терпении вашем стяжите души ваша» [Лк. 21,19].
Если мы будем с христианским терпением идти по сему спасительному пути, то Господь поставит нас выше великих подвижников благочестия.
Некогда святой Антоний Великий и святой Феодосий Великий пророчествовали, что в последние времена оскудеет ревность к подвигам христианской жизни, и таких святых отцов, которые просияли в древние времена своими подвигами и благодатными дарованиями, уже не будет. Благочестие ослабеет, и иноки будут жить в миру, не отличаясь ничем от светских людей. Но среди этих христиан последнего времени, как предсказывали древние святые отцы Церкви, будут и такие, которые благополучно укроют себя смирением и будут спасаться сердечными скорбями. Они в очах Божиих будут выше всех великих подвижников древности.
Итак, будем, мои возлюбленные о Христе чада, неуклонно соблюдать все Божественные заповеди. Если же мы провинимся перед Богом тяжким нарушением и попранием святых заповедей, то будем с терпением и смирением нести крест тяжких сердечных скорбей, ниспосланных нам от Бога.
Тогда крещенская Благодать Святого Духа воссияет в нас своим Божественным Светом и другими дивными проявлениями. Тогда исполнятся над нами слова чудного церковного песнопения, которое мы ныне слышали за Божественной Литургией: «Елицы во Христа крес-тистеся, во Христа облекостеся»; и Благодать Крещения будет для нас одеждою Христа. И тогда к нам вполне будут применимы слова апостола Павла: «Явися бо благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце» [Тит. 2,11. 12].
Эта одежда Христова, или Благодатный Божественный Свет, покроет нас от всех бесовских козней, от бед и скорбей. Она покроет нас от всех нападений демонов, когда наши души после смерти будут проходить воздушные мытарства. Эта одежда, сия Благодать, полученная при Крещении, раскрытая нами исполнением заповедей и скорбями, покроет нас на Страшном Суде Христовом. Как брачная одежда, сия Благодать введёт нас в Небесный чертог нашего Спасителя и будет средством и источником вечной непрестанной радости в Небесном Царстве Господа нашего Иисуса Христа.

Архиепископ Серафим [Соболев]
Русский посольский храм св. Николая в Софии

Назад