УСЕРДИЕМ ЖЁН ВОИНОВ (с.18 №103, Игорь Маркин)

04.03.2021

УСЕРДИЕМ ЖЁН ВОИНОВ

«Отрок-Христос сидит на руках Богородицы. Правой рукой Царица Небесная указывает на Него. Сам Отрок своей десницей благословляет, а в левой руке держит Книгу». Вот краткое описание изображения иконы Божией Матери «Ченстохо́вская», чей праздник по православному календарю приходится на 19 марта.

Согласно церковному преданию, икона «Ченстоховская» относится к святым образам Пресвятой Богородицы, написанным апостолом Лукой. В 326 году святая Елена получила икону в дар и привезла её в Константинополь.

Достоверно история иконы «Ченстоховская» прослеживается с конца XIII столетия, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевез её в город Белз, где святой образ прославился многочисленными чудесами. После завоевания Польшей Галицко-Волынского княжества в 1382 году владетель Владислав Опольский перенёс икону на Ясну Гору во вновь построенный монастырь братства паулинов. Именно с того времени икона называется «Ченстоховская», ибо рядом с Ясной Горой раскинулся городок Ченстохо́ва.

В начале XV века в обитель ворвался отряд гуситов. Они разграбили монастырь, осквернили древний образ и выбросили его. Поруганная «Ченстоховская» икона оказалась в месте, где позже появился храм святой Варвары, неподалёку от Ясной Горы.
Уцелевшие из братии подобрали святыню и для её поновления пригласили художников-русинов. Те за два года исполнили то, о чём их просили. Правда, реставраторам не удалось скрыть на иконе шрамы, которые, по одной из версий, остались от гуситских сабельных ударов. Зато на одежду Богородицы они добавили анжуйские лилии — символ короля Венгрии Людовика. Кроме того, считается, что художники­­-русины впервые изобразили в руках Отрока-Христа — Книгу.

В 1665 году Ясну Гору осадили шведы, захватившие к тому моменту почти всю Польшу. Несмотря на большое превосходство врага в численности, монастырь героически оборонялся и заставил шведов снять осаду. Спасение «Ченстоховского» образа вызвало в стране большой патриотический подъём, который привёл к изгнанию скандинавов из Польши. В освобождённом Львове король Ян Казимир короновал святой образ и провозгласил Божию Матерь «Ченстоховскую» королевой и покровительницей Польши.
В конце XVII века один из московских путешественников сравнивает «Ченстоховский» святой образ с иконой Божией Матери «Владимирская»: «...чудотворной образ Пресвятыя Богородицы писма святаго Луки евангилиста. Та святая икона мерою подобна той святой иконе, что на Москве стоит в соборной церкве, писма Луки же евангилиста, которая называется Владимирская».

В ходе Наполеоновских войн в 1813 году, когда в монастырь вошли русские войска, настоятель Ясной Горы преподнёс нашим офицерам список иконы «Ченстоховская». Впоследствии он хранился в Санкт-Петербургском Казанском соборе, а после закрытия собора перешёл на хранение в Государственный музей истории религии.

В начале прошлого века Папа Пий X повторно короновал образ, ещё одна коронация иконы состоялась в августе 2005 года — уже после смерти Иоанна Павла II, но от его имени.

Далёк от Польши край Воронежский, однако и в храмах наших мест можно увидеть икону Божией Матери «Ченстоховская». Одна из них была написана местным иконописцем, и с этим святым образом связаны весьма любопытные события.

В Семилукском районе стоит русское село Старая Ольшанка. Вплоть до 1961 года оно входило в состав Землянского района (до революции, соответственно — уезда). Даже и в наши дни на всю округу известна Староольшанская Троицкая церковь. Именно в этом храме среди прочих святынь появилась «Ченстоховская» икона.

17 июля 1914 года, за два дня до официального начала Первой Мировой войны для Староольшанской церкви местный ктитор написал икону Божией Матери «Ченстоховская». Это был заказ жён военнослужащих с надписью: «На добрую память дорогим доблестным нашим воинам. Усердием жён воинов».

Да, незадолго до начала войны, когда Россия в неё ещё не вступила, у нас в стране объявили мобилизацию. Вскоре её, правда, отменили. Но если даже допустить, что святой образ написан пусть и в короткий срок — однако не моментально же? Надпись же явно свидетельствует о том, что икона написана специально к грядущим событиям.

В Первую Мировую военная служба большого количества выходцев из Землянского уезда проходила в Ченстоховской бригаде пограничной стражи, расположенной на территории Польши. Удивляться не стоит. Землянск издавна славился своей конной ярмаркой, с незапамятных времён здесь особо почитали лошадей, и по сей день в местных жителях прочно сидит трепетное отношение к этому благородному животному. Резонно, что землянцев записывали служить в кавалерию...

Уже после 1960-х годов Староольшанская Троицкая церковь осталась единственной в округе, не считая Николького храма в Землянске. Именно в Старую Ольшанку прихожане привозили уцелевшие и спасённые святые образа из порушенных храмов сёл Новосильского, Меловатки, Никольского. В итоге вышло, что в храме во имя Святой Троицы собралось немало намоленных икон. Кроме того, сохранились свои, испокон веков пребывающие в церкви Старой Ольшанки. К примеру, ещё с конца XIX века для Троицкого храма на святой горе Афон специально заказываются иконы в Киево-Печерской лавре. В 1892 году — образ Николая Угодника, в следующем — «Неопалимая Купина». В 1897 был написан образ Варвары Великомученицы...

На день нынешний в Троицком храме рядом с «Ченстоховской» иконой находится как раз святой образ святой Варвары. Икона сама по себе уникальна, но крайне любопытна и её обратная сторона с надписью, из которой следует, что 1 февраля 1915 года икона «написана в Киево-Печерской лавре по предложению Землянского уездного миссионера, священника Покровской церкви села Новосильского Владимира Ивановича Попова и стараниями девицы Анны Павловны Гришаевой». Далее следует текст молитвы за здравие всей царской семьи, а также об избавлении её от внезапной и напрасной смерти. Ещё ниже перечисляются 311 имён воинов из местных жителей, ушедших сражаться за Веру, Царя и Отечество.

«О здравии» — значит, военнослужащие ещё живы. Объяснимо и пожелание здравия царствующему дому Романовых, ведь именно Варвара Великомученица, святой образ которой оказался рядом с «Ченстоховской» иконой, считается избавительницей от внезапной и напрасной смерти. Раньше понятие «напрасная смерть» в русском языке имело несколько иное, нежели сейчас, значение. Погибшими напрасной смертью считались казнённые или умершие насильственно.

Вот что произошло дальше. Через четыре года после написания «Ченстоховской» иконы для Троицкого храма, в 1918 году, в ночь с 17 на 18 июля расстреляли царскую семью. А образ Великомученицы Варвары с молитвой об избавлении от «напрасной смерти» и «Ченстоховская» икона Божией Матери, написанная 17 июля 1914 года, повторим, стоят в Староольшанском храме рядом. Да, образ Варвары принесли из порушенной Новосильской Покровской церкви, однако совсем не случайно икона Великомученицы оказалась рядом с «Ченстоховской». Вспомним, что в своё время гуситы выбросили монастырскую «Ченстоховскую» икону именно к будущему храму святой Варвары.

Выходит, в храме Старой Ольшанки на святом образе Божией Матери «Ченстоховская» отражена дата «рождения» иконы и дата будущей «напрасной» смерти Романовых, а на иконе Варвары Великомученицы — письменное предостережение от казни. Предполагать можно разное, но пока это — одна из загадок-символов.

Однако в нашем мире всё происходит по Божиему Промыслу, а случайностей значительно меньше, чем мы порой думаем. Если они вообще есть. История святого образа Божией Матери «Ченстоховская» из Троицкого храма Старой Ольшанки — очередное тому подтверждение.

Игорь Маркин

Назад