СОСЛУЖИТЕЛИ ДЕЛА БОЖЬЕГО НА ЗЕМЛЕ (И.Ильин №47 с.1)

09.01.2014

Драгоценное и спасительное укоренение русских душ в Боге не надо представлять себе как систему «религиозного принуждения», или как появление «обязательной церковности», или как водворение официального ханжества, или как гонение на иноверцев и безбожников.
Вера, исповедание и Церковь есть дело внутренней духовной потребности, дело добровольное и свободное; дело личного обращения, духовного ви́дения, исповедующего сердца. Вера не терпит принуждения; для иноверцев мы имеем только свободное изложение доводов и удостоверение Веры делами; безбожники нуждаются в духовной помощи... Им можно воспретить сеяние соблазна, но нельзя лишать других, человеческих и гражданских прав... Вера есть счастье; безверие – несчастье; несчастному нужна помощь, а не наказание. Вера по расчёту есть соблазн и извращение, Вера от страха – ложь и пошлость. Формальная причисленность человека к Церкви есть сущая неправда перед лицом Божьим.
Принадлежность к исповеданию и Церкви может быть только свободной. В этом Церковь принципиально отличается от государства. Ибо принадлежность к государству определяется законом: она обязательна и принудительна. В силу одного этого Церковь и государство не могут ни совпадать, ни подчинять, ни заменять друг друга. Они должны быть самостоятельны. Это не есть «отделение Церкви от государства», но духовное согласование их служений. Нужно возвращение к старой русской традиции. Церковь должна быть самозаконной организацией внутри государства, под единым главою (в Православной Церкви – Патриарх).
Церковь и государство служат единой высшей цели: Делу Божьему на земле, но –разными способами и средствами. Отсюда разделение сфер и органическое согласование целей и усилий; обоюдная независимость организаций – при взаимном непосягании и невторжении...
Государство есть дело земное, человеческое; его надо строить, имея Бога в сердце, но не возлагая на Бога ответственности за свои земные решения и человеческие поступки. Государь не может быть главою Церкви; а глава Церкви – не посягает на светскую власть, на звание правителя... Государство не должно править Церковью – ни в сфере догмата, ни в сфере обряда, или таинства, или организации; оно может требовать от Церкви только верности Родине и соблюдения общих законов.
Церковь учит и советует; если необходимо – то обличает и отлучает, но не властвует в государстве. Государство ограждает Церковь от посягательств и помогает ей – но не господствует над нею. Государство не может и не должно навязывать Церкви свои мерила и способы действия, нарушать тайну исповеди, искажать или снижать присущую Церкви любовную благодарность зова и научения. Государство не должно превращать свои субсидии Церкви в оружие давления на неё. Такое обхождение государства с Церковью всегда вредило призванию и делу Церкви... Церковь молится и проповедует – государство правит, судит и воюет. Священник и правитель, монах и воин – сослужители Дела Божьего на земле, совоспитатели национальной души народа. Они сочетают свои усилия, но идут различными путями. Церковь должна звать людей откровением и любовью, примером и свободой... Не распоряжаясь земными делами, Церковь приемлет мир и возводит его к Богу.
В таком сочетании своих сил Церковь и государство смогут достойно строить нашу земную Родину.

По тексту Ивана Ильина

 

Назад