ЧЕСТИ МОЕЙ НИКОМУ НЕ ОТДАМ (с.6 №56)

14.06.2014

Благоверный князь Довмонт Псковский (XIII век)

Празднование благоверному князю Довмонту Псковскому (в святом крещении Тимофею) совершается 2 июня /20 мая ст.ст./. «Довмонт» переводится как «Острие меча», «Тимофей» – как «Бога почитающий». Оба этих имени достойно и с честью носил святой благоверный князь в земной свой жизни. Он, кто в исторических хрониках и художественной литературе характеризуется как «муж доблести и чести безупречной, на немец лютый до смерти», в юности ревностно исповедовал язычество, принадлежал к литовскому княжескому роду и владел в Литве Нальшанским уделом. Когда в Литве произошёл государственный переворот, спасаясь от междоусобиц литовских князей, в 1265 году он был вынужден со своими родственниками и другими знатными литовцами бежать из родных краёв и с тремястами литовскими семьями нашёл убежище в вольном городе Пскове. На псковской земле обрёл князь Довмонт свою вторую земную родину и Отечество Небесное. Здесь, по выражению летописца, «дохнула на него Благодать Божия», когда со всей своей свитой он принял святое Крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим стольным князем. В течение тридцати трёх лет (1266-1299) благородный князь управлял городом и был единственным правителем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Князь был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Псков с самого начала его христианской истории именуют «Домом Святой Троицы». Псковская земля – родина будущей святой Равноапостольной великой княгини Ольги. Став супругой князя Игоря и правительницей Киевского государства, прекрасная и мудрая псковитянка Ольга не забывала свою Отчину. По её распоряжению во Пскове (тогда еще языческом!) был построен храм в честь Бога – собор в честь Святой Троицы.
«Сказания о княгине Ольге» гласит, что, стоя на левом берегу реки Великой, она увидела три ослепительных луча на месте будущего Троицкого собора и предрекла строительство храма, стоящего вечно и незыблемо, и великого славного города: «Прииде блаженная Ольга близ реки, глаголешая Пскова, и ста на устии той реки… И внезапно преславное видение виде светлыми лучами осиеваемо место оное, пророчествуя, глаголяше: на месте сем будет храм Пресвятые Троицы и град велик зело и славен будет».
Собор Святой Троицы был самым первым и долгое время единственным храмом на всей Руси, посвящённым Триипостасному Богу. Нигде более, кроме Пскова, вплоть до XIV века храмов, посвящённых Богу, не было. И с самого начала своей христианской истории Псков осмысливался и созидался как град Святой Троицы, земная Обитель Бога.
Окружив город высокой стеной, князь Довмонт сделал псковскую крепость неприступной и успешно воевал с врагами иконными Пскова – немцами и литовцами. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведённая святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, была названа «Довмонтовой», а территория, ограждённая стеной, до сих пор называется «Довмонтовым городом». Перед боем святой воин приходил в церковь, клал свой меч на престол, молился со слезами, принимал благословение духовного отца своего, который своей рукою препоясывал ему меч на перевязи. По утверждению уроженцев города Пскова, это был знаменитый, прославленный в веках «Довмонтов меч» с надписью: «Чести моей никому не отдам», который впоследствии лежал на гробнице князя Довмонта и своей величиной и тяжестью свидетельствовал о росте и силе святого князя. В 1268 году он выступил вместе с русскими князьями против ливонских рыцарей и стал одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками.
Князь Довмонт был женат на дочери великого князя Димитрия и внучке святого благоверного князя Александра Невского (в святой схиме – Марфе Псковской). Породнившись с русским великокняжеским родом через брак с княжной Марией Дмитриевной, князь Довмонт, как и святой Александр Невский, стал славным защитником Русской Земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надёжно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.
Будучи отважным воином и грозой для врагов, для своих русских соотечественников он явился добродетельным семьянином и сострадательным миротворцем, милосердным христианином, отзывчивым на чужое горе. Показательный пример: князь Довмонт, став родным в чужой стране, заботился об отце супруги князе Димитрии Александровиче, изгнанном его братом великим князем Андреем, до его смерти. После же кончины тестя как удельный князь был верен князю Андрею. За все эти добродетели любили и почитали его псковичи.
У святого защитника «Дома Святой Троицы» был благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с псковским Кремлём возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. Первый храм в честь самого святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году.
Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал незадолго до кончины, в 1299 году на берегу реки, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско. Тогда ливонские рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетногорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя Снетногорского монастыря преподобного Иоасафа с семнадцатью иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского.
Много пострадало тогда в городе и иноков других монастырей, а также женщин и детей, но «молитвами святых преподобномучеников, – замечает летописец, – мужчин Господь сохранил». Под водительством псковского князя святого благоверного Довмонта-Тимофея они вместе с дружиной его вышли на врага, не дожидаясь, пока соберётся большое псковское войско, и на берегу реки Псковы возле храма святых апостолов Петра и Павла разбили захватчиков и изгнали святотатцев за пределы Русской Земли.
Святой Довмонт «от своего праведнаго имения» создал в Снетногорской обители каменный храм вместо сожжённого и много способствовал восстановлению иноческой жизни в разорённых обителях. Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался. Летопись свидетельствует: «Бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее». Доверившие ему безопасность и благополучие города псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно в моменты, когда городу угрожала опасность, как отважно вёл их в бой со словами: «Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар – тот мне отец, кто молод – тот брат. Постоим за Святую Троицу!»
Святой князь Довмонт погребён в кафедральном Троицком соборе Пскова, и с XIV века, вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего Русскую Землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь». Псковичи исполнили его указание, и враги отступили от города. После этого чудесного избавления от неприятеля святому князю была составлена служба. Рядом с мощами благоверного князя висел его боевой меч, который вручался в храме Святой Живоначальной Троицы псковским князьям при возведении их на престол.
Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга Мария, в схиме преподобная Марфа, удостоились особой почести: быть изображёнными на чудотворной «Мирожской» иконе Божией Матери. «Благоизволися Пречистому образу чудотворныя иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердаго заступника князя Доманта со благочестивою супружницею», – гласит специальная служба благоверному князю Довмонту-Тимофею, составленная при прославлении его в лике святых после явления князя-воина с другими угодниками Божьими во время осады Пскова (Баториево нашествие). При явлении Божией Матери старцу Дорофею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова.
Святые князья Псковские Всеволод и Довмонт не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. Но настал час – и с той же священной непреклонностью посланные Взбранной Воеводой Небесного Воинства, встали они на защиту наших восточных рубежей.
В 1640 году великое народное движение на Восток, «встречь солнца», завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная позже чудотворной «Албазинской» иконой Божией Матери и героической «албазинской обороной» (1685-1686).
...Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооружённых луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия: «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут». Несколько раз в 1684-1686 годах китайцы подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью «Албазинской» иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную Православную твердыню.
«Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта» была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 году. Обетования святых ратников Божиих не имеют срока давности. Приходят новые поколения, меняется лицо земли, но неизменно в священный дозор у границ Отечества встают российские воины-защитники.

Назад