ПУТЬ ДУХОВНЫЙ (Священномученик Серафим (Звездинский), с.29 №57)

13.07.2014

Представим путника, решившего пойти в чудный город, где ему обещано полное обеспечение и исцеление от всех болезней. Путь далёкий – но так заманчиво то, что ожидает! Он берёт необходимое для дороги в сумку, посох в руки и идёт...
Вначале всё благоприятствует: солнце греет, но не печёт, дорога ровная, среди мягкой зелени. Но чем дальше, тем труднее: дорога становится не такой ровной, солнце припекает сильнее, иссякли ручейки, и прохладные рощи не попадаются. Дальше ещё тяжелее идти: то горы, то обрывы, болота, наконец – чаща непроходимая. Путник употребляет все усилия, чтобы пробраться: то раздвинет сучья, то подлезет под упавшее дерево; вынимает топорик из сумки и рубит ветки. Если болото встретится – посохом ощупывает глубину или ищет кочку, куда ступить. Если зверь нападёт – надо успеть спрятаться или отразить нападение. Приходится и раны получать, но, несмотря ни на что, идти вперёд... Нападает отчаяние на путника: думает, что не дойдёт. Но – набирается сил и шагает снова. И, наконец, выходит из леса на поляну, откуда виден город.
Путник – это каждый из нас. Чудный город – Иерусалим Небесный, обещанное нам Царство Небесное, где не будет скорбей, болезней и воздыханий.
Путь монашествующих очень тяжёл, но и награда велика. По свидетельству святого Иоанна Лествичника, если бы миряне знали, какую награду получают монахи, все бы бросились в монастыри. Но если им открыть тяжести и трудности монашеского подвига, то ни один человек не стал бы монахом.
Вступившему на духовный путь всё благоприятствует: Господь услаждает путь его, рвения много, желание служить Господу бесконечное, ручейки молитвы так и струятся... Не подступают враги спасения и страсти, подобно как на горячую сковородку не садятся мухи и гады. Но чем дальше, тем труднее становится путь: рвение охлаждается, теплота исчезает, молитва идёт труднее и препятствий на дороге больше и больше. Надо всё старание приложить, чтобы не повернуть назад; не дать врагу восторжествовать – а видеть перед собою лишь Господа Иисуса Христа и к Нему стремиться.
Надо посох-молитву крепко держать в руках и им ограждать нападение или ощупывать дорогу. Необходим и топорик-смирение, чтобы подрубать хлещущие ветки (смирение в пути особенно важно!..). Иногда надо нагнуться и поползти, чтобы не остановиться. Страсти, как звери, нападают со всех сторон... Болото помыслов на пути: гнев, зависть, нечистота, скверные пожелания, чувства и мечтания. Всё надо с Божией помощью преодолеть.
Святые от юности, идя по этой дороге, дошли до Господа быстро и не очернили белоснежной одежды своей, ни один зверь не дерзнул им нанести раны или язвы. Нам же, грешным, не надо смущаться тяжестью пути и нападениями врага. И раны получим, и удары, и в болото не раз попадём. Иди, не унывай! Рану залечишь, из болота как-нибудь выйдешь – и опять в путь. Устанешь – отдохни немного, и снова – встань и иди. Как-нибудь дойдёшь, только бы совсем не упасть, не быть убитому насмерть.
Кончится путь, дойдёшь до Господа. Ничего, что израненный и грязный – всё же добрался!...
Придёшь, скажешь: «Господи, Ты видишь, как труден был мой путь. Я, слабый, падал каждую минуту, но всё ж вставал и опять шёл к Тебе, Господи. Я Твой, приими меня!» – и Господь приимет. Повелит Ангелам дать новую чистую одежду и отвести в место покоя...

Священномученик Серафим (Звездинский)

Назад