ЗА ДЕТЕЙ БОГУ ОТВЕТ ДАДИТЕ (с.22 №57)

13.07.2014

В наше бурное время многие нравственные ориентиры оказались смещены и изрядно извращены. И потому особое внимание следует уделять воспитанию детей: им необходимо быть занятыми постоянно, дабы не попали они под дурное влияние. Душа обязана трудиться с малых лет, главная же задача родителей в этом требующем сил ответственном и многостороннем процессе – воспитание ребёнка в Вере Православной.
Святитель Тихон Задонский уже в современном ему обществе видел начала разрушения христианского уклада семьи – того уклада, где традиционным авторитетом является блюдущий Веру, любящий и заботливый отец. Очень беспокоило святителя и постепенное замещение обучения в лоне семьи и православной общины Таинствам Веры – воспитанием сугубо светским, притом что родители называли себя христианами. Наблюдения за результатом такого ущербного воспитания привели его к следующему выводу: конечно, полезно и коммерции, и языкам иностранным обучать ребёнка, чтоб, повзрослев, он, идя трудовой дорогой, нашёл своё место в обществе. Но чтоб возрастить достойного человека, прежде всего нужно дитя с малолетства воспитывать в Вере в Бога, поддерживать у него живой интерес к Православию, обучать благоговейному отношению к молитве, совместно – детям и родителям – участвовать в церковном Богослужении... Современных девочек и мальчиков трудно бывает удержать в храме – почему? Святитель Тихон был уверен: дети повторяют поведение родителей, берут пример с родителей, которых там нет... Так что родители должны вести себя достойно.
Вот о чём размышляет задонский чудотворец в наставлении «О христианском воспитании детей»: «Дух Святой говорит через апостола родителям и увещевает их, чтобы воспитывали своих детей, как подобает христианам: «Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» [Еф. 6, 4]. Все христиане в святом Крещении обновились к новой, святой и христианской жизни и обещали Богу верой и правдой служить, и так Ему угождать. Но чтобы крестившимся не развратиться и не прийти в бедственное состояние, и чтобы не случилось с ними по верной пословице: «Пёс возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идёт валяться в грязи» [2Петр. 2, 22], – нужно непременно предотвратить это бедственное состояние добрым воспитанием детей, пока они ещё малы и юны. Ибо с болью и воздыханием видим, что многие дети в юности развращаются. Это случается с ними от небрежения родителей».
Невнимание к жизни души, равнодушие друг к другу на фоне корыстной тяги к исключительному материальному и публичному успеху, а порою – и грубость, развязность, вседозволенность родителей – всё это накладывает страшный отпечаток на формирование личности ребёнка.
По мнению святителя Тихона, воспитанием сына должен в главном заниматься отец. Он обращался к мужчине, обретшему наследника, с такими словами: «Возлюбленный христиане, умел ты своих детей родить, умей же их в добре воспитать, да истинный отец их будешь. Называешься отцом их по плоти, буди отец им по духу. Родил ты их к временной жизни, болезнуй и рождай их к вечной жизни, да тамо с ними Христу предстанеши и воззовеши: Се аз и дети яже дал ми еси Господи». Мудрый задонский духовный наставник считал, что отцы не должны быть злыми: «Злой отец добру не научит сына. Помните сие: ежели дети ваши злы, то внуки ещё злее будут, а правнуки и того злее». При определении обязанностей детей по отношению к родителям святитель опирался на заповедь Господню: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле».
В системе воспитания детей в семье, предложенной святителем Тихоном, получили отражение такие не слишком популярные сегодня средства и методы воспитания, как наказание и запрещение. Святитель считал, что следует наказывать детей за проступки – как словами пристойными, так иногда даже и физически: с тем, чтобы не укоренялся у них «греховный повин», не формировалось привычно негативное поведение. Кроме того, необходимо запрещать детям общаться и дружить со злыми людьми, потому что «злоба может изменить и добрый разум». Убеждённый в результативности христианского воспитания, святитель Тихон Задонский в то же время обращал внимание на семейный «дух», на духовное состояние самих родителей – и писал: «Знайте, что вы за детей Богу ответ дадите. Если вы не обучили их по-французски да по-итальянски – Бог простит вас, но если вы их в добры нравы не воспитаете – суда Божия не избегните».

Назад