ИМЯ ГРЯДУЩЕЙ СЛАВЫ (Игорь Маркин, с.22 №58)

02.09.2014

Научный мир давно интересуют истоки происхождения имени нашего города. На протяжении долгого времени раз за разом историками, лингвистами, географами, да и просто любителями-энтузиастами выдвигались различные предположения, однако однозначного ответа на этот вопрос до сих пор, по большому счёту, нет.
Лет двадцать назад наш земляк Пётр Константинов предложил очередную версию, согласно которой имя города можно произносить и «Воронеж», и «Варонеж». В случае с первым вариантом никаких неожиданностей не наблюдается: древне­славянский корень «Воръ» означает забор, ограду – то есть защищённое, укреплённое место и крепость в целом.
Любопытнее трактовка Константиновым второго варианта, связанного с корнем «Варъ». На одном из древнейших языков мира – санскрите – слово это имеет три значения: «Сын», «Солнце» и «Говорить». Исследователь рассуждает следующим образом: «Все значения слова «Варъ» имеют в санскрите общее начало, выраженное в трёх своих ипостасях духовного характера. Так, «говорить», изрекать означает – рождать слово, излучать свет и духовную теплоту». Подобная трактовка идёт в противовес многим «тёмным» вариантам происхождения названия «Воронеж», когда за основу бралась
ассоциативная связь со словом «чёрный». Константинов развивает свою мысль следующим образом: «Это Божественное таинство говорения – акт вечного сотворения, рождения и различения мира – касается как Самого Сына-Бога, так и человека, сотворённого и творимого Духом Святым, также и Словом по подобию Божиему».
Что касается второй части слова – «онежъ», то Константинов считает, что ударная гласная «О» слышится как двойная и потому слово может звучать «оонежъ»: «Оон» – христианское славянское уподобление греческого, означающего «Сущий», или кратко – Сый. Именно так это Имя пишется на нимбе православных икон Спасителя. То есть: Сын-Слово Сущий...
Исследователь делает вывод: «Варъ-Оонежъ означает Само Имя Сына Божиего, или – Сын Божий, Которому вместе со Отцем и Святым Духом – Троице Единосущной – мы все воздадим подобающую славу, честь и поклонение в нашем священном граде Воронеже. Логично предположить, что не случайно город Воронеж имеет Божие Имя. Происхождение его связано либо с особым назначением, которое он имел в древности, либо с его грядущей славой».
Многие краеведы сходятся во мнении, что название города произошло от имени реки Воронеж. Но и Михаил Небольсин, рассуждая о происхождении слова «Хава», предполагает, что село Хава названо по реке, имя которой имеет глубокое христианское значение. В представлении древних народов, населявших эти места, воды реки, названной ими Хавой, давали животворные силы всему живущему, символизировали сам источник жизни, ведь в книге Бытия «Хавва» – мать всего живущего. Едва ли подобные параллели случайны.
Тема, связанная с «грядущей славой Воронежа», версией Константинова не исчерпывается. В эпоху воронежского кораблестроения времён Петра I один из кораблей, сошедший со стапелей городской верфи, так и назывался – «Воронеж», а его эмблема представляла собою рисунок трёх пальм на трёх горах, а девиз под эмблемой: «Со временем».
Странные, казалось бы, и эмблема, и девиз судна. Что значит «Со временем»? На этот счёт существуют пока лишь предположения, но не следует относиться к ним пренебрежительно. Приехав в очередной раз в наш город и осмотрев состояние работ на верфях, довольный увиденным царь Пётр писал в Москву: «Мы, слава Богу, зело в изрядном состоянии нашем флот и магазейн обрели. Только ещё облак сумнения закрывает мысль нашу, да не укоснеет сей плод наш, яко фиников, которого насаждающие не получают видеть. Обаче надеемся на Бога со блаженным Павлом: «Подобает делателю от плоды вкусити». Общеизвестно, что финиковая пальма очень долго растёт и не сразу плодоносит. Тогда с чисто практической стороны появляется некий смысл: тем, кто посадил пальму (в нашем случае – заложил основы военно-морского флота), зримых плодов деятельности ждать при жизни не придётся. Однако, цитируя апостола Павла, Пётр уверен, что со временем «делатель плодов вкусит».
С точки зрения христианского понимания пальмовая ветвь прочно ассоциируется с паломничеством, а в христианской литературе жизненный путь человека зачастую сравнивают с кораблём, пролагающим свой путь над морской пучиной, или с морским путём. Не случайна в царском послании и цитата именно из апостола Павла. Пётр и Павел – небесные покровители российского государя Петра. К слову, два судна под названием «Апостол Пётр» и «Апостол Павел» тоже были заложены на воронежской верфи в марте 1696 года. Что касается судна «Воронеж», то его заложили в ноябре года следующего. Выходит – один за другим. Историк воронежского кораблестроения В.И. Расторгуев справедливо писал о том, что Воронеж в петровскую эпоху был одним из процветающих городов, центром экономических и культурных преобразований в России. У Воронежа, и впрямь, появились все предпосылки к «грядущей славе»...
Практически одновременно с судном «Воронеж» на Чижовской верфи был заложен корабль «Виноградная ветвь». Девиз «Виноградной ветви» гласил: «После слёз происходит плод». Во-первых, здесь налицо своеобразная перекличка и с девизом корабля «Воронеж», и со словами апостола Павла «Подобает делателю от плода вкусити», во-вторых – непростые, зачастую драматичные, а порой и вовсе трагичные реалии воронежского кораблестроения как нельзя лучше отражают смысл названия. Эмблема «Виноградной ветви» изображала источающую сок лозу. При всей очевидности соответствия названия судна и его эмблемы, существуют и ещё некоторые параллели. Известно, что на самом рубеже столетий царь Пётр на воронежской Чижовке приказал сажать сорта венгерского винограда. Но виноградная ветвь также изображается и как символ Животворящего Креста Господня. Праздник Воздвижения Креста Господня приходится на 14 сентября, а вскоре после него – в октябре – заложили «Виноградную ветвь». Не исключено, что вкупе с «виноградной» экзотикой в названиях воронежских
кораблей отразилось и определённое, простое и очевидное для верующего человека подобие проекции на земное существование Рая Небесного. Град Небесный на грешной земле пытался стоить Иван Грозный, к тому же по своему разумению стремился и государь Пётр Алексеевич, а усиленно высвечиваемые негативные стороны правления этих великих русских самодержцев пусть останутся на совести некоторых историков.
В 1696 году русскими был взят Азов, и воронежская флотилия стала решающей силой, обеспечившей этот наш военный успех. В конце сентября Москва праздновала победу на Азовском море. Первое официальное триумфальное шествие (до того светские торжества проводились по специально рассылаемым Богомольным грамотам) растянулось от Симонова монастыря до Преображенского. С этой целью была построена Триумфальная арка, сам же триумф явился воплощением важного психологического момента – не просто демонстрацией военной силы, но фактом поистине всенародного осознания нашими соотечественниками своего «мы» во вселенском масштабе: мы – русский народ. Взгляд этот получает зримое и объёмное звучание, ибо во время триумфа по всей дороге стояли специально нарисованные картины-«оказы», и нарочитая плакатность, характерная для них, стала мощным рычагом по воспитанию сознания нового человек – человека и гражданина России молодой, но не в противовес древней православной Руси, а в её единении и неразрывной связи.

Игорь Маркин

Назад