ИСТОКИ СВЯТОГО НАЧИНАНИЯ (Епископ Никодим, с.12 №59)

14.09.2014

Сто десять лет назад, 4/17 сентября 1904 года были обретены мощи святителя Иоасафа Белгородского. Инициатором канонизации святителя был император Николай II. Путь обретения мощей святого Иоасафа описывается в статье епископа Никодима (в миру – Александра Михайловича Кононова), который в течение долгих лет собирал различные материалы о Белгородском Божием угоднике. Она была опубликована в «Курских епархиальных ведомостях» в 1911 году, и часть её, посвящённая непосредственно великому событию обретения мощей святого Иоасафа Белгородского, предлагается читателю.

«В настоящее время обнародовано послание Святейшего Синода о предстоящем прославлении святителя и чудотворца Иоасафа в Белгороде 4 (17) сентября текущего года. Давно уже ждала Святая Русь этого великого торжества. Давно уже делались попытки по открытию мощей святителя – прославленного чудотворца, мощей, открыто почивавших чуть не с самой его кончины.
Святитель Иоасаф почил тихо о Господе 10 (23) декабря 1754 года в Грайвороне, в загородном архиерейском имении того времени, был перевезён в Белгород, однако погребён там только 23 февраля (8 марта) 1755 года. Причиной замедления в погребении была невозможность преосвященному, Переяславскому Иоанну (Козловичу) за разливом рек прибыть в Белгород своевременно. Но это обстоятельство оказалось к славе почившего: скоро осиротевшая паства увидела нетление святителя Иоасафа. В пещерке у его гроба с нетленным телом было много исцелений. Поэтому неудивительно, что вскоре же после погребения, не позже двух лет, клирики Троицкого собора, где был погребён святитель Иоасаф, открыли склеп и бывший там гроб, увидели нетление тела святителя – и с той поры земля уже не заключала в свои недра этого гроба...
С самой кончины святителя начались благодатные знамения его загробного блаженства и ходатайства за страждущих. К гробу святителя Иоасафа потекли струи народной мольбы. Кто бывал в Белгороде – бывал и у гроба святителя Иоасафа: простые и знатные, духовные и светские.
По преданию, Александр I посещал этот уголок. Ещё ранее в посещение государем Белгорода в 1815 году при преосвященном Феоктисте было начато дело о признании святителя в лике святых. Ранее преосвященный Феоктист относился очень сомнительно к народному прославлению угодника Христова и приказал, было, запечатать вход в часовенку, но скоро отменил это распоряжение. Сам святитель Иоасаф явился ему во сне и сказал: «Что ты меня гонишь?» Когда государь побывал в Белгороде, надежды почитателей святителя Иоасафа укрепились, начато было ходатайство о прославлении его. Но дело кончилось неудачно. Святейший Синод, опираясь на то, что чудеса не обследованы и гроб был открыт самовольно, оставил ходатайство без удовлетворения. А слава святителя увеличивалась, чудеса умножались. Вера народная крепла. Были изданы портреты святителя, краткое житие; широко распространились списки молитв: святителя и святителю...
Так шло дело до назначения в Курск Высокопреосвященного Питирима (Окнова), который ещё раньше, служа в Петербурге, был почитателем святителя Иоасафа, а с самого прибытия в Белгород озаботился приготовлениями к прославлению его. В 1904 году исполнилось полтораста лет со дня блаженной кончины угодника Христова. По этому случаю Высокопреосвященный сделал предложение консистории почтить память святителя торжественным заупокойным Богослужением по всей епархии. Совершив торжественно поминовение святителя в Белгороде, Высокопреосвященный тем ещё более ясно высказал своё упование.
Озабочиваясь подъёмом упавшего во всех отношениях монастыря и прославлением угодника Христова, он возбудил дело об открытии Белгородского викариата и представил на это место своего ученика по Киевской семинарии, тогда настоятеля Афинской миссии, архимандрита Иоанникия. Ходатайство Святейшим Синодом было удовлетворено, и архимандрит Иоанникий был хиротонисан во епископа Белгородского 3 июля 1905 года.
Истинно, сам угодник Христов руководил в этом выборе. Преосвященный Иоанникий все силы вложил в дело подъёма и благоустроения монастыря, первое же и самое главное внимание им было обращено на раку святителя Иоасафа. Тихо, скромно, без всякой рекламы и шума, он постоянно стал служить сам панихиды у раки, исполнять народные мольбы о помощи, украшал раку, монастырь поднимал из развалин – и тем могуче содействовал проведению в жизнь тех благих начинаний, какие были сделаны Высокопреосвященным Питиримом.
Слава угодника стала расти всё более и более. Мысль о его прославлении становилась достоянием и предметом сердечных пожеланий многих и многих сердец. В этих чаяниях сошлись и Курский край, и далёкая столица. В Петербурге группа почитателей стала заниматься собиранием сведений о святителе Иоасафе, и труд князя Н.Д. Жевахова навсегда останется памятником этого редкого воодушевления. Возникли просьбы от разных групп и городов о возбуждении ходатайства перед Святейшим Синодом о прославлении святителя. Ходатайства эти курским епархиальным начальством представлялись в Святейший Синод.
И настал час, радостный для всех почитателей угодника Христова. По поручению Святейшего Синода, Курским архипастырем в сотрудничестве с Преосвященным Иоанникием и другими лицами были освидетельствованы мощи и исследованы чудеса святителя Иоасафа. Нетление мощей ясно показало основательность ходатайств. Святейший Синод доложил государю императору. И пламенноверующая ревность государя, посетившего Белгород в 1904 году и молившегося у мощей святителя Иоасафа, завершила святое начинание. Грамота-послание Святейшего Синода, точно удары воскресного колокола, радостно зовущего в храм на молитву, всё далее и далее в самые глухие закоулки великой нашей Родины несёт радостную весть и зовёт к молитве новому чудотворцу Русской Земли».

Епископ Никодим (Кононов). Из газеты «Курские
епархиальные ведомости», № 23, 10 июня 1911 года

Назад