архипастыря Воронежского и Задонского

Место проведения: актовый зал МБОУ школы №84. Время проведения и участники:13.11.2013 г.-5, 6 классы; 15.11.2013 г.-7-8, 9-11 классы; 18.11.2013 г.- 4 классы.
Подготовка сценария – учитель литературы и русского языка Махоркина Наталья Викторовна; подготовка презентации - прихожане храма Святителя Антония, организация учащихся - зам. директора по воспитательной работе Шимек О.В., классные руководители.

1. Классный час начинается с просмотра видео по истории храма «За Святую Русь помолимся…»
2. Рассказ иерея Александра о строительстве храма в период с 2009 по 2013 гг. Просмотр слайдов.
3. Рассказ учащихся 10 класса о житии Святителя Антония (с просмотром презентации).

1. Отрывок из тропаря, глас 8
Православия наставниче, чистоты зерцало, монашеского жития ревнителю и нищих питателю, отеческого попечения о пастве твоей добрый образе, от юности себе смиривый и десницею Христовою в славу святых возвышенный, земли Воронежския украшение, Антоние, отче наш…

2. Стихотворение «Антоний»

«Пророков нет в Отечестве моём…»
Не прав поэт – и есть они, и были,
Мы им осанну просто не поём –
Глаза нам застит столб житейской пыли.

А проще нет: войти в вечерний храм
И поклониться золоту распятий,
Убив молитвой свой безверья срам,
Душой коснуться светлой благодати.

Зажечь свечу и в трепете огня
Стать на колени под покров ладоней,
Чтоб сотворил молитву за меня
Святой и кроткий благостный Антоний…

3. Современники о жизни и подвиге святителя Антония говорили: «Он был третьим, после святителей Митрофана и Тихона, светильником Церкви и богоспасаемому граду Воронежу, который не словом только, а паче добрыми делами любви и милосердия озарял и указывал путь, ведущий к Царству Божию»…

4. Высокопреосвященный Антоний был родом малоросс. Родина его – село Повстино Пырятинского уезда Полтавской губернии, где его отец по окончании курса в Академии служил домашним учителем у местного помещика. Впоследствии отец стал священником в селе Рудке, священствовал 50 лет и умер в сане протоиерея.
5. Будущий владыка Антоний родился 11 ноября (н.ст.) 1773 года и при крещении назван Авраамий.
6. Ещё во младенчестве в нём обнаружилась особенная любовь к Божию храму: он старался не пропускать ни одного Богослужения, не ленился вставать к утрене. Однажды на Новый год отец не взял его к утрене. Малютка проснулся и, узнав, что отец уже ушёл, тотчас встал, оделся и побежал в церковь. Дорога была через реку; Авраамий не рассмотрел проруби и упал в неё. Но промысел Божий сохранил жизнь Своего избранника: ехавшие мимо поселяне вытащили его и привели к матери.
7. Скоро дитя выучилось читать. Тогда учили грамоте по Часослову и Псалтири; таким образом, детская душа от самой, можно сказать, колыбели наполнялась святыми чувствованиями, святыми мыслями. Дитя, учась читать, училось и молиться.
8. Десяти лет он отдан был в школу, отличался там тихостью нрава, смирением, за что и получил фамилию «Смирницкий». Затем продолжил своё образование в Киевской Духовной академии. Бог благословил дела его: он приобрёл здесь любовь и уважение не только учителей и товарищей, но и всех знавших его, и окончил курс одним из лучших студентов.
9. «Когда я был молод, – говорил о себе преосвященный Антоний, – я долго колебался, поступать ли мне в монахи. Всё жаль было мне расставаться с миром. Но когда прочёл …о Страшном Суде – всё весёлое в мире мне опротивело, и я скорее, бегом-бегом в монастырь».
10. 1796 года, 13 августа, Авраамий вошёл в святую Лавру, чтобы всю жизнь свою посвятить служению Богу. В субботу на 1-й неделе Великого поста, 21 февраля 1797 года, Авраамий был пострижен в монашество и наречён Антонием, а чуть позже рукоположен в иеродиаконы. Антоний заведовал лаврской библиотекой, а в 1799 году, 20 ноября был посвящён в иеромонаха.
11. Под покровом Антония и Феодосия Печерских он с любовью предавался иноческим подвигам: ночи проводил почти без сна, в молитве, носил власяницу, спал на досках, почти ничем не прикрытых, в общую трапезу он почти не ходил, а приносимую к нему пищу раздавал бедным, так что удивлялись, чем он питался.
12. В 1808 году, 25 января, иеромонах Антоний назначен был начальником лаврской типографии.
13. Промыслу Божию было угодно, чтобы Антоний не в тесной монашеской келье светил. Антоний должен был пройти многие должности, чтобы знать, чего можно требовать от других.
14. 2 января 1815 года иеромонах Антоний был назначен наместником Киево-Печерской Лавры – то есть одного из самых больших, если не самого большого монастыря не только в России, но и в целом свете. Сколько времени и труда нужно для того, чтобы поддерживать одну экономику Лавры? А что сказать о других, более важных обязанностях наместника Лавры – обязанностях нравственных? Сколько нужно мудрости духовной, чтобы одних укрепить и утвердить, других поддержать, третьих – направить на путь истины?.
15. В Лавру на поклонение идут со всех концов России. Антоний имел дар словом в сердцах людей вселять веру и надежду на Бога, дар проникать в глубину сердца человеческого.
16. Так, проходя должность наместника Лавры, он оказался на высоте своего призвания, кротостью и смирением приобрёл любовь и от монашествующих, от посетителей Лавры. Обращаясь с народом, Антоний узнал народ русский, и народ узнал его; имя его во многих местах России произносилось как имя благочестивого подвижника, кроткого и милостивого к бедным.
17. Наместника несколько раз посещал и император России и члены царской семьи. В знак высочайшего благоволения государь пожаловал ему наперстный алмазный крест в 12 тысяч золотых. А в 1816 году Антоний в день своего Ангела – преподобного Антония Печерского, 10 июля, по указу Святейшего Синода произведён был в архимандрита, а вскоре награждён и орденом «Святой Анны» 2-й степени.
18. В 1825 году умер Воронежский епископ Епифаний. Киевский митрополит, Евгений (Болховитинов) был родом из Воронежской епархии. Отлично зная высокие достоинства своего наместника, архимандрита Антония, захотел осчастливить свою родину назначением ей такого благоговейного мужа и предложил его кандидатом на епископскую кафедру в Воронеж. Выбор был угоден Священному Синоду и по сердцу Государю, знавшему лично Антония, а потому Антоний утверждён был епископом Воронежским.
19. Вскоре после рукоположения епископ Антоний сказал: «Вот, при всём своём недостоинстве, я — архиерей. Господу угодно было показать Своё милосердие и всемогущество надо мною. Скоро должен я ехать на Воронежскую епархию. Не надеюсь на себя, но там есть два святителя Христовых — Митрофан и Тихон. Их молитвы, как благонадёжный якорь душе моей, меня подкрепят и мне помогут».
20. Довольно невыгодное впечатление произвела Воронежская епархия на преосвященного Антония. Вот что писал он своему другу через месяц по приезде на епархию: « …Беспорядки и упущения по всём; огромные здания угрожают без починки скорым падением… Ничего нет. Экономия во всех частях пустая и доведённая до того, что восстановить неможно…».
21. Своим благочестием Антоний привлёк к себе многих жителей города Воронежа: явились благотворители. Будучи наместником Лавры, он научился быть хорошим хозяином, строил прочно, не жалея денег.
22. В 1829 году была учреждена новая епархия – Донская, составлявшая прежде часть Воронежской. Епархиальных дел убавилось до половины.
23. Особой заботой преосвященного Антония было устроение в епархии монашеской жизни. Его трудами в 1828 году была восстановлена древнейшая обитель Воронежского края – Свято-Успенский Дивногорский монастырь. По ходатайству епископа Антония был переведён на прежнее более достойное место Свято-Успенский Предтеченский монастырь, были созданы иноческие общины, будущих Задонского Богородице-Тихонового Тюнинского и Белогорского Воскресенского монастырей.
24. За годы архипастырского святителя Антония на Воронежской земле было построено 63 новых храма. Так в 1841 году святитель Антоний освятил Покровский храм в Воронеже, который с 1948 по 2009 года являлся кафедральным собором епархии

25. В 1845 году с благословения Воронежского святителя Антония было начато строительство собора во имя Владимирской иконы Божией Матери (архитектор К.Тон) в Богородицком Задонском мужском монастыре, а также возобновлён Михайло-Архангельский собор в Благовещенском Митрофановском монастыре.

26. Одной из главнейших забот епископа Воронежского и Задонского Антония стала подготовка к прославлению святителя Митрофана, первого епископа Воронежского.

27. Почитание первого Воронежского святителя было настолько широко распространено в Воронежской губернии, что в 1833-1845 годах в епархии по благословению святителя Антония было освящено более 20 храмов и приделов, устроенных в честь Святителя Митрофана.

28. 6 декабря 1832 года высочайшим повелением святитель Антоний за ревностные труды по управлению вверенной ему епархии был возведён в сан архиепископа.

29. 1 сентября 1836 года трудами архиепископа Антония, по благословению Синода, был открыт первоклассный Благовещенский Митрофановский монастырь при Воронежском кафедральном Благовещенском соборе, где покоились мощи Святителя Митрофана.

30. Преосвященнейший Антоний всегда почитал Святителя Тихона Задонского. Ещё в Киево-Печерской Лавре он ежегодно 13 августа служил по нему заупокойную литургию и панихиду. По прибытии на Воронежскую кафедру Антоний постоянно ездил в Задонск и совершал память Святителя Тихона. И хотя прославление Задонского чудотворца произошло через 15 лет после кончины Антония, 13 августа 1861 года, при архиепископе Воронежском и Задонском Иосифе (Богоявленском), именно владыка Антоний сподобился обрести мощи Святителя и был инициатором его скорейшего прославления.

31. 20 декабря 1846 года в полдень святитель Антоний благословил присутствующих и, по окончании чтения отходной, к вечеру, тихо и мирно отошёл ко Господу. 27 декабря 1846 года после заупокойной Литургии архипастырь был погребён в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря в склепе возле усыпальницы святителя Митрофана.

32. Согласно просьбе самого Владыки, над местом его погребения была положена скромная чугунная плита. Смиренный архипастырь завещал похоронить себя в монашеском одеянии, без дорогих архиерейских украшений, устроив могилу при самом входе в церковь, с западной стороны, не устанавливая вовсе никакого памятника: «Да вси приходящие попирают меня ногами своими».

33. Государственные награды:
-орден святого благоверного князя Александра Невского (1840) и
- алмазные знаки на орден (1846)
- орден «Святого равноапостольного князя Владимира» II степени (1837)
- орден «Святой Анны» I степени (1831) орден «Святой Анны» II степени (1817)
Заключение:
«Забудешь ли ты, осиротевшая обитель, когда-либо основателя своего? Чем ты обязана ему? Кто положил начало тебе, кто собрал чада твоя? Кто воздвиг, обновил и украсил храмы твои?... Забудешь ли, обитель святая, какая благодать в тебе воссияла, при пастыреначальстве архиепископа Антония? Вопрошу и тебя, град Воронеж, можешь ли и ты забыть архипастыря Антония? Скажи, отчего ты в краткое время так изменился, что тебя не узнают незадолго видевшие тебя? Отчего ты так быстро возрастаешь и украшаешься? Отчего ты сделался ныне столь известным и славным во всех краях России? Можно ли тебе забыть архиепископа Антония… когда обитатели отдаленных концов России помнят его и будут помнить»…


(из проповеди у гроба преосвященного Антония протоиерея Эсманского)