1 ноября – Дмитриевская родительская суббота

Дата: 23 / 11 / 2014

1 ноября – Дмитриевская родительская суббота

* фотогаллерея новостей

С давних пор Русская Православная Церковь молитвенно отмечает Дмитриевскую родительскую субботу. Это время для сугубой молитвы об усопших, особенно о родителях. Только на Руси известна эта поминальная суббота, установленная в честь поминовения всех воинов, сложивших головы при защите родных просторов. Димитриевская суббота всегда проводилась на Руси торжественно: посещали могилы родных, служили панихиды, устраивали тризны, женщины вспоминали и причитали. В день Димитриевской субботы, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей — особенно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл — установленная после Куликовской битвы, она напоминает о всех погибших и пострадавших за Православие.
В дни поминовения усопших православные христиане передают в храм записки с именами своих почивших родственников, приносят в храм угощение для неимущих, подают милостыню. В эти дни свечи ставятся к Распятию, на специальный столик - "канун". Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому поставив свечи, мы обязательно в этот момент просим Бога об упокоении своих усопших близких, называя их имена.

На Божественной литургии перед Причастием отец Николай произнес проповедь, напомнив нам историю Димитриевской родительской субботы, отметив, что есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех "от века", т.е. во все времена, умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос мертвый пребывал во гробе.
Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть — это временный сон, сон для плоти, и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной… И каждый из нас однажды уже пережил подобный переход. Когда в содроганиях и муках рождения человек покидает уютное лоно матери, он страдает, мучается и кричит. Страдает и трепещет плоть его перед неизвестностью и ужасом грядущей жизни… И как сказано в Евангелии: "Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир."

Так же страдает и трепещет душа, покидающая уютное лоно своего тела. Но проходит совсем немного времени, и выражение скорби и страдания на лице усопшего исчезает, лик его светлеет и успокаивается. Душа родилась в иной мир! Поэтому-то мы и можем молитвой своей желать нашим умершим близким блаженного упокоения там, в покое и свете, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная…
Поэтому-то, зная о вечном бытии души человеческой "за гранью смерти зримой", мы молимся с надеждой и верой, что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в момент страшного последнего выбора между светом и тьмой, защитят от нападения злых сил…

А между тем за гробом нет уже места для покаяния. Только в земной жизни человек может каяться и творить добрые дела, за гробом же он ничего не может сделать для своего спасения, для улучшения своей загробной участи, и его ожидает одно из двух: помилование или осуждение. Поэтому Святая Православная Церковь, исполняя заповедь Христову о любви к ближним, призывает и учит нас молитве за скончавшихся в вере и благочестии.

Святые отцы утверждают, что до Всеобщего Суда Божия по молитвам Церкви участь умерших может быть изменена. Святитель Иоанн Златоуст так говорит об этом: «Есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то хотя бы он был недостоин сам по себе, но Бог услышит нас»».

Наши предки выстояли против сильнейших армий мира на Куликовском и Бородинском поле, на Курской дуге. Мы должны вспомнить в Димитриевскую родительскую субботу о том, что мы их потомки. Эта поминальная служба нужна не только им, героям, у Престола Божия предстоящим, но и нам, для того чтобы восстановить в себе человеческое и христианское достоинство. Именно тех, кто строил и защищал нашу державу, мы поминаем в Димитриевскую родительскую субботу.
По окончании литургии отец Николай отслужил панихиду по всем почившим православным христианам.

…Смерть таинственна. Каждая пережитая нами смерть близких — тоненькая ниточка от нас в мир иной, к Богу. Подумаем об этом сегодня. Подумаем о любимых людях, которые ушли от нас в вечность. Они ушли, а любовь к ним и нежность и благодарность — остались. Не значит ли это, что души их не исчезли, не растворились в небытии? Что они знают, помнят и слышат нас? Что они нуждаются в нас?..
Подумаем об этом и помолимся о них.

Помяни Господи всех усопших православных христиан. Даруй им Царствие Небесное!

Назад