ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКОВНЫХ ПАРАДОВ В ВОРОНЕЖЕ
(Игорь Маркин) №44 с.2

02.12.2013

С давних времён в Русской Армии воспитание солдат осуществлялось путём укрепления у них Веры в Бога, преданности царю и любви к Отечеству. А основой духовного воспитания военнослужащих всегда оставалось воспитание религиозно-нравственное. Даже так называемый «безбожный» период нашей страны не смог помешать этому. Всенародные потрясения глобального масштаба лишь подтверждали: русский человек религиозен по своей сути.
Ярчайшим примером тому служит Великая Отечественная война, когда массовый героизм вкупе с искренней Верой в Бога помог нашему народу одержать победу над страшным и сильным врагом. Сколько было фронтовых случаев, когда только Небесное заступничество Пресвятой Богородицы и Святых Угодников Божиих помогало русскому солдату выходить из, казалось бы, безнадежных ситуаций!.. Не случайно и по сей день ветераны Великой Отечественной нередко повторяют: «На войне атеистов нет!»
Военный историк подполковник Вячеслав Михайлович Котков точно определил причины многих побед Русской Армии. Это продуманная система и качество воспитания её бойцов, при котором, наряду с профессиональной военной подготовкой, непременным условием грядущих удачных баталий является присутствующий у воинства «тщательно выработанный и сложившийся дух, когда армия ясно представляет себе предмет или идею войны, которую она ведёт, и когда она горит сильным желанием во что бы то ни стало победить своего врага».
До революции наиболее значительную роль в укреплении воинского духа играло армейское духовенство, а одной из важных форм нравственного воспитания русского солдата было проведение церковных парадов. Сегодня это явление сегодня порядком подзабыто. Но ведь было время, когда церковные парады были неотъемлемой частью нашей славной армейской традиции.
Традиция эта жила как воплощение народной веры в безусловную связь любых мирских успехов – а военных кампаний тем более – с праведностью нашего воинства и с благоволением Божиим, изливающимся на Русскую Землю. Она воодушевляла православных ратников, хотя ни единого общегосударственного дня, ни даже твёрдо установленной системы по назначению церковных парадов не существовало. Зачастую они проводились по усмотрению местного военного начальства. Это могли быть дни, приуроченные к датам полковых или местных храмовых праздников, к торжественным крестным ходам при перенесении особо чтимых икон, и другие подобные случаи.
Были церковные парады и в Воронеже. До революции местами их проведения были площадь у Митрофаньевского монастыря (на месте которого теперь находится главный корпус Воронежского государственного университета), кадетский плац (нынешний детский парк «Орлёнок») и на улице, сегодня носящей имя Цюрупы, а прежде именовавшейся Петропавловской. Там, где в течение почти двух столетий находился Крестовоздвиженский храм, один из приделов которого был освящён во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
Все три места проведения воронежских церковных парадов не случайны.
К примеру, недалеко от Крестовоздвиженской церкви стояла усадьба воронежского купца Семёна Андреевича Аникеева. Человек благочестивый, Аникеев много путешествовал по России и по Востоку и из каждой поездки привозил частичку мощей какого-либо святого. Когда их набралось изрядное количество, Семён Андреевич поместил частицы в специально заказанный серебряный крест, который и пожертвовал Крестовоздвиженскому храму.
Спустя годы усадьба Аникеевых перешла к внуку его, купцу Синицыну, по чьей инициативе в середине XIX века усадебные помещения занимал батальон кантонистов – солдатских детей, взятых на содержание государством. Затем в купеческом особняке разместился губернский батальон, которым командовал майор Зяблов. Наконец, в 1880 году город выкупает усадьбу Аникеевых и соседнюю с ним – Сахаровых – под казармы воинских подразделений.
На этой улице во время Первой Мировой войны и состоялся последний воронежский дореволюционный церковный парад – «Георгиевский». Это произошло зимой 1916-го, в день памяти Святого Георгия Победоносца. В военной среде эту дату называли днём памяти Георгиевских кавалеров. На «Георгиевском» церковном параде кавалеры ордена шли впереди особым строем – «коробкой». Для всех военных день считался выходным.
Тот церковный парад прошёл по всем правилам. Воинские подразделения в развёрнутом пешем строе, с распущенными знамёнами и штандартами и с соответственным числом трубачей собрались на небольшой треугольной площади перед Крестовоздвиженской церковью. Войска вышли в строй с ружьями при патронных сумках и с обнажёнными шашками, а офицеры частей, которым были присвоены наградные знаки, согласно уставу эти знаки надели.
Прозвучала команда: «На молитву в церковь!» – и солдаты строем проследовали в Божий храм. В то время священником Крестовоздвиженской церкви являлся, вероятно, Николай Александрович Орлов.
По окончании Богослужения парад выстроился в прежнем порядке, военный оркестр заиграл заключительный церемониальный марш, и все части гарнизона проследовали перед гражданской публикой установленным строем. Шёл декабрь последнего года старой России...
Вскоре нашей многострадальной стране стало не до церковных парадов. Они, казалось, канули в Лету. С той поры минуло почти столетие...
И вот 9 декабря 2009 года в Воронеже подобный парад снова состоялся. После Октябрьской революции – впервые вообще!
Современный церковный парад был проведён на территории ВУЗа Федеральной службы исполнения наказаний. Конечно, по понятным причинам сегодня Георгиевских кавалеров не нашлось, но парад украсили своим присутствием приглашённые ветераны, Герои Советского Союза и России.
Состоялся церковный парад и в следующем году – в тот же день и на том же месте. Он прошёл с Георгиевскими знамёнами и штандартом Новохопёрского уланского полка, одно время располагавшегося в здании, знакомом каждому жителю Воронежа. Ныне это художественный музей имени И.Н. Крамского, великого русского живописца и уроженца города Острогожска. Перед началом парада прошёл обязательный молебен (кстати, одно из принципиальных отличий парада церковного от обычного военного), который отслужил настоятель воронежского Никольского храма Пётр Петров.
Вот так овеянная веками армейская традиция по проведению церковных парадов во всероссийском масштабе была возрождена именно в нашем городе. И это замечательно, ведь воинские традиции, неразрывно соединённые с традициями православными, проходят через всю русскую историю, связывая эпохи и человеческие судьбы. А наш народ и наша Армия, вспоминая славные заветы предков, укрепляет тот самый «победоносный» дух, без которого любая, даже самая великая нация – мертва.


Игорь Маркин

Назад