ОТ ВНИМАНИЯ К СМИРЕНИЮ И ПОКАЯНИЮ (свт. Игнатий (Брянчанинов) №45 с.4

25.12.2013

Как правильно молиться? Общее правило для всех: «заключать ум в слова молитвы», то есть молиться со вниманием. От внимания дух наш приходит в смирение: от смирения рождается покаяние. Чтоб можно было совершать правило неспешно, надо правилу быть умеренным, его же святые отцы советуют исполнять неупустительно.
Что душа для тела – то внимание для молитвы: без внимания она мертва, не имеет никакого значения. Заботиться о заключении ума в слова молитвы до́лжно и при молении Молитвою Иисусовою, и при чтении акафистов и прочих молитвословий. Святые Отцы советуют заниматься молением Молитвою Иисусовою и чтением правил попеременно. Такое разнообразие облегчает молитвенный подвиг. Новоначальному христианину надо начинать заниматься молитвою понемногу, но часто, чтоб сохранить вкус к молитве.
Когда находишься один, молись вслух, чтобы слышать себя: это способствует молитвенному сосредоточению. На приходящие мысли, как бы они ни были явственны, не следует отвлекаться. Если же при молитве не имеешь должного внимания, этим не смущайся: Бог даст его в своё время – тому, кто постоянством в упражнении молитвою и в понуждении себя докажет, что он действительно желает молиться со вниманием. Один святой сказал: «Я все мои немощи возложил на Бога и отдал себя совершенно в Его волю». И ты говори о себе так. Благословение и милость Божия да почиют над тобою. Разумеется, молиться друг о друге мы должны не только как христиане, но и как единокровные...
Святые Отцы, восхваляя правило молитвенное, наставляли иметь его соразмерное с силами, с состоянием душевным и с обстоятельствами, в которые поставлен человек Промыслом Божиим. Следующее правило может быть полезным для новоначальных и на первый случай удовлетворительным: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; «Царю Небесный», «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» (12 раз). «Приидите, поклонимся», Псалом 50-й «Помилуй мя, Боже», «Символ Веры», «Богородице Дево, радуйся» (трижды). После этого 20 молитв: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»; при каждой молитве земной поклон. Затем ещё 20 таких же молитв, и при каждой поясной поклон. Затем «Достойно есть, яко воистину» и «Молитвами святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас».
Это молитвенное правило надо совершать утром и вечером. Поклоны следует полагать неспешно, с чувством покаяния, как бы стоя пред Самим Господом, припадая к стопам Его и умоляя о помиловании, но отнюдь не воображая Господа, а только веруя Его присутствию и тому, что Он взирает на нас и видит нас. Из прочих молитвословий более других полезен для новоначального христианина «Акафист Господу Иисусу». Прочитывайте его в неделю однажды, стоя или сидя, как вам удобнее, но – непременно со вниманием и неспешно. Не позволяйте себе читать поверхностно и бегло и «Евангелие», и прочие священные книги...
Не забывайте непрестанно предавать себя воле Божией и благодарить Бога за все Его благодеяния, сделанные вам. Все мы не заслуживаем тех Божиих благодеяний, какие имеем, а заслуживаем несравненно большие неприятности, нежели те, какие встречаются нам. При таком воззрении на себя христианин пребывает мирным и благодарит Бога за всё, случающееся с ним...
Молитва есть разговор человека с Богом; и признаюсь с горестною откровенностью, что нередко только язык мой произносит молебные слова, безо всякого участия ума и сердца. Но так – молюсь ли я? Нет, более грешу, чем молюсь; однако надеюсь на Всемилостивого Господа, что поможет мне когда-то вкусить и силу молитвы.
При молитве нужно отрицаться от себя и во всём решительно положиться на Бога... От самоотвержения является истинное смирение духа, нищета духа, а такое смирение привлекает к человеку милость Божию. Когда человек сподобится ощутить что-либо духовное – то есть ощущение от Бога, тогда он поймёт, что все собственные ощущения ничтожны и сопряжены с самообольщением.
К земле обетованной надобно пройти чрез пустыню. Идя по этой пустыне, надо знать что она – пустыня, а не земля обетованная, чтоб не принять какого-либо оазиса пустынного с роскошною и богатою природою за землю обетованную и по этой причине не лишиться бы земли обетованной. Оазисы – это те утешения и особенно ясные самовоззрения, которые даются по временам новоначальному в подвиге молитвы. На них не нужно обращать особенного внимания. Первый духовный дар есть благодатное внимание при молитве, какового при одном собственном усилии невозможно иметь, но только – уповая на милость Божию.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Назад