ОСТРОВ, ХРАНЯЩИЙ СОКРОВЕННЫЙ СМЫСЛ (И.Маркин №47 с.22)

09.01.2014

25 января 2014 года – 85 лет со дня кончины священномученика Петра Зверева.

Того, кто побывал на Соловках, этот удивительный архипелаг уже не отпускает. Нет, не физически – здесь иное, сокровенное, духовное притяжение... Начинаешь это понимать, когда катер увозит тебя от дивного острова. И чем дальше уходишь по студёному Белому морю к материку, тем острее и пронзительнее чувствуешь тяжесть утраты. Такое ощущение, будто в Соловецком монастыре осталась частица души, и с течением времени чувство это только обостряется.
Зато когда приближаешься к этому единственному монастырю Руси, отделённому от большой суши десятками километров морской пучины, Соловецкая обитель величаво выплывает во всей своей сверкающей красоте, поднимаясь, кажется, прямо из моря. Китеж-град ушёл под воду, а Соловки – напротив, словно устремляются со дна морского к Небесам...
Зачем же сюда из века в век стремились иноки? Поняв тщету и суету мира, русский монах искал покоя, уединения и созерцательности, гармонии в единении с природой и особого душевного молитвенного настроя. За всем этим угадывается Промысел Божий. А некоторым инокам по прошествии времени даже Соловецкая обитель казалась чересчур многолюдной, и для духовного подвига они удалялись на остров Анзер, который расположен ещё севернее.
Прибывших на Анзер паломников нередко предупреждают: место это чудесное, оно всё – сотканное из тайн. По мере углубления вовнутрь острова убеждаешься: так и есть. Анзер, действительно, уникален. Поднявшись на любой из его холмов и оглядевшись вокруг, лишний раз понимаешь, как же велика, как необъятна Россия!.. Нет, не только в пространственно-географическом смысле, а в значении несоизмеримо более глубоком.
Растительный мир Анзера на сравнительно небольшой его территории причудлив и неповторим. Берёзы соседствуют с хвойными деревьями, некоторые из огромных елей свалены так, что кажется: сделано это специально для живописца... Покрытые лохматым мхом сосны, могучий папоротник, и повсюду – валуны – немые свидетели далёких времен.
А озёра!.. Их на острове около семидесяти, показываются они путнику внезапно и моментально завораживают своей первозданностью. Шум листвы и мерный плеск беломорских волн о каменистый берег не нарушает, но своеобразно акустически обрамляет неимоверную тишину. Ещё не видишь ни одной рукотворной анзерской святыни – но уже начинает казаться, что здесь действительно пропадают гордыня и самодовольство. Меж душой и Богом – никого... Кому дано, тот слышит вечность. Каждый по-разному. Время здесь – бесконечное пространство. И в этой бесконечности величественной древней тишиною торжественно звучит победная песня преодоления: жизни вечной – над смертью. Такие думы, таков настрой...
* * *
В 1615 году из Соловецкого монастыря на Анзер прибыл искавший уединения преподобный Елеазар. Он и основал Свято-Троицкий Анзерский скит, а 31 июля 1633 года царь Михаил Фёдорович даровал Анзерскому Свято-Троицкому скиту самостоятельность. Между прочим, в начале 1630-х годов на Анзер поступил священник Никита Минов, будущий патриарх Никон. Под руководством Елеазара новый анзерский постриженник написал на холсте образ Спаса Нерукотворного...
Великим подвижникам, как, впрочем, и отъявленным скептикам, чудо является чаще и зримее. Бывает, и в тесном соприкосновении с искушениями. Находясь на Анзере ещё в полном одиночестве, отшельник Елеазар сподобился и того, и другого. Но он всегда оставался твёрд в Вере, не раз воочию посрамляя лукавого искусителя. Ещё при жизни своей земной преподобный прославился многими чудесами. К примеру, московский царь Алексей Михайлович появился на свет по предсказанию святителя Елеазара.
Трудно постичь эти тяжкие борения сегодня. Времена, когда дьявольские искушения проявлялись очень сильно, кажется, канули в прошлое. А, может, они ещё и не наступили, откуда нам знать? Великих подвижников, как видится, теперь почти не осталось, а современный человек искусится и малым...
Шли годы, на Анзер пребывало всё больше людей – и не все они были монахами. Духовное незаметно подменялось материальным. И как в своё время из Соловецкой обители, в начале XVIII века из Анзерского Свято-Троицкого скита несколько иноков ушли вглубь острова и построили себе кельи вдали от прежней своей обители. Это явилось предтечей образования Голгофо-Распятского скита, основателем которого стал преподобный Иов, в схиме – Иисус.
С тех пор много воды утекло, изменилось и это святое место, но строгость устава скита никогда не нарушалась. По дороге на Голгофо-Распятский скит – самую высокую точку всего Соловецкого архипелага – паломника встречает луг, называемый Богородичным. По преданию, на этом месте преподобному Елеазару явилась Богородица.
Голгофо-Распятский скит... Здесь, по сути, в названии выражен высший, сокровенный смысл православного христианства. И – образ Святой Руси, её потрясений, мученических венцов её духовных воителей и исповедников. И это тоже неразделимо и с Голгофой, и со Святым Распятием... Относительно недавний пример – печально известные Соловецкие лагеря 20-30-х годов ушедшего столетия.
Сюда, на остров Анзер, с большого острова Соловецкого архипелага прибыл под конвоем архиепископ Воронежский Пётр Зверев. Этот священник до своей собственной Голгофы прошёл знаменательный путь. Прибыв во второй половине 1920-х годов на воронежскую кафедру, со всею силой горячего убеждения Пётр Зверев противоборствовал обновленцам, плотно засевшим в Воронежской епархии. Своею деятельностью Владыка Пётр повторил великие подвиги своих предшественников: святителей Митрофана Воронежского, Тихона, Задонского чудотворца, Антония Воронежского – вдохновенных архипастырей, последовательно боровшихся за чистоту христианства в наших краях. В другое время и при иных обстоятельствах, столетия спустя Пётр Зверев обличал обновленчество – этот страшный нарыв на русском православном теле. И труды его осуществлялись в лихие, богоборческие советские годы. Воронежские прихожане любили отца Петра и в период гонений на Церковь горой стояли за своего архиепископа. Увы, арест твёрдого в Вере Петра был неизбежен... 26 марта 1927 года архиепископ Пётр был осуждён на десять лет лагерей. В его страдальческом пути были Соловки и Анзер. И это тоже не случайно. Нравственная высота святителя Петра для многих открылась в сияющем ореоле мученика.
В конце 1928 года, находясь в заключении, архиепископ Пётр Зверев заболел тифом и был направлен в Голгофо-Распятский скит, где скончался 25 января 1929 года, в день памяти иконы Царицы Небесной «Утоли моя печали».
Первоначально Владыку похоронили в общей могиле, куда опускали всех погибших от тифа. Но против запрета начальства было совершено второе погребение, и, в конце концов, похоронили его в отдельной могиле. На пятый день заключённые тайно открыли общую могилу и, по рассказу присутствовавшей там монахини Арсении, «все умершие лежали чёрные, а Владыка лежал... в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый, как кипельный». После облачения Владыки в архиерейские одежды духовенством лагеря было совершено отпевание. Отпевали три ссыльных священника, и на разрешительной грамоте все трое расписались. Одна монахиня спросила, зачем они это делают, те же ответили: «Когда обретут его мощи, узнают и о нас грешных». Так и узнали в 1999 году об отце Константине из Петербурга, отце Василии из Барнаула и отце Димитрии из Твери...
Остров Анзер, Голгофо-Распяский скит, где провёл последние земные дни архиепископ Воронежский, священномученик Пётр Зверев, дороги для нас, воронежцев. Сюда, в место, хранящее сокровенный смысл, приезжают паломники: постоять, помолиться и поклониться земле, принявшей великие страдания священномучеников.

Игорь Маркин, фото Эдуарда Покорного

Назад