УЗНАТЬ ВОЛЮ БОЖИЮ (с.12 №101, свт. Иоанн Тобольский)

22.12.2020

КАК УЗНАТЬ ВОЛЮ БОЖИЮ

Книга святителя Иоанна Тобольского (Максимовича) «Илиотропион» исследует вопросы, связанные с процессом поиска верующим человеком в течение жизни Воли Божией (в том числе – и Воли Божией о себе, о своём пути) и с сообразованием человеческой воли – с Божественной Волею.

Вот что пишет об этом святитель.

Как воин обязан быть во всём послушным своему командиру, следовать его примеру и быть готовым исполнить каждое приказание, так истинный христианин должен всей жизнью своей находиться как бы под Рукой и под Словом Божиим. Всё, к чему Он нас предназначит – во всём том должны мы беспрекословно повиноваться Его Воле. После того как Савл, поражённый необыкновенным Светом Небесным, пал на землю и услышал голос: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» – первым у него было вопрошание: «Господи! Что повелишь мне делать?» [Деян. 9, 4-6]. Да будем повторять этот вопрос при всяком недоумении, как поступить в том или ином событии: «Господи! Что повелишь мне делать? Какая о сём Воля Твоя, Всеблагий? Открой её мне каким угодно знаком, чтобы я понял Её: добрым ли словом, советом или другим каким-либо откровением. Охотно последую я Твоему благому соизволению». Каким же способом можно познавать Волю Божию в делах? Есть некоторые установления, через которые открывается Воля Божия о человеке. Назовём их для краткости заповедями.

Первая: Стремитесь приблизиться к Богу. Всё, что отвлекает нас от Бога – противно Воле Божией; а всё то, что ведёт нас к Богу – согласно с Волей Божией.

Как пишет святой апостол Павел в Первом послании к Солунянам, «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» [1Сол. 4, 3], – и не только от блуда плотского, но и от всякого заблуждения, тем более противозаконного. Кто почувствует в себе такое заблуждение, должен сказать самому себе: это дело, мною предпринимаемое, или эта дружба, или приобретение, или такой образ жизни – всё это не сделает меня нравственно лучшим, потому что отвлекает от Бога; значит, это не Божественное обо мне изволение.

Вторая: Живите по заповедям Божьим. Воля Божия вразумительно и определённо изъясняется «Законом Божиим» и церковными постановлениями. А потому мы должны при любом сомнении сверяться с тем, чего требуют от нас заповеди Божии и церковные Предания. И стараться не только прояснять то, чего они требуют, но и то обдумывать, что согласно с ними и сходно с их духом.

Некогда Христос указал на заповеди Божии богатому юноше, когда тот спросил Его: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? – Ты знаешь заповеди» [Мк. 10, 17; Мк. 10, 25], – и указал на те из них, в которых предписываются наши обязанности к ближним.

Ещё в ветхозаветной «Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова» утверждается, что «нет ничего лучше страха Господня, и нет ничего сладостнее, как внимать заповедям Господним» [Сир. 23, 36].

В евангельской «Притче о богатом и Лазаре» богатому человеку, веселившемуся во все дни и потом попавшему в ад, Авраам представляет в свидетели Волю Божественную, открытую через Моисея и других пророков, и говорит о братьях богатого, находившихся ещё в живых: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» [Лк. 16, 29].

И святой апостол Павел рекомендует: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть Воля Божия, благая, угодная и совершенная» [Рим. 12, 2].

Благая (праведная) Воля Божия заключается в «Десяти заповедях Божиих»; Богоугодная – в евангельских советах; совершенная она потому, что требует, чтобы всё, заповеданное Богом, приводилось в исполнение нами, совершалось на земле так же, как оно исполняется Ангелами на Небесах.

Третья: Благодарите Бога и удерживайтесь от зла. Эта заповедь также предписана апостолом Павлом в Первом послании к Солунянам [1Сол. 5, 18]: «За всё благодарите; ибо такова о вас Воля Божия во Христе Иисусе».

Благодарность Богу за всё, что бы ни приключилось с нами, весьма благотворна для нас в тревогах и скорбях; тем более – тогда, когда мы получаем что-нибудь доброе. Прекрасно выразился об этом святитель Иоанн Златоуст: «Потерпел ли ты нечто злое: если не желаешь, чтобы оно было злом для тебя, благодари Бога, и вот уже это зло превратилось в добро, в этом – высокая мудрость».

Древние люди учили своих детей хорошему обычаю: если дитя, к примеру, обожжёт себе палец, то чтоб оно тотчас обращалось к Богу со словами: «Благодарение Богу!» – это краткая, но весьма благотворная заповедь. Итак, за всё, что бы ты ни выстрадал, отягощаемый бедами и скорбями – возглашай, христианин: «Благодарение Богу!» – возглашай стократно, тысячекратно, беспрестанно: «Благодарение Богу!».

Найдите в себе место Духу Святому; ибо часто Бог Волю Свою обнаруживает через сокровенные таинственные знаки. Но только если из указываемого ими деяния вытекает, как его последствие, слава Единого Бога – лишь тогда нужно руководиться ими и верить этим знакам. Недаром святой Павел призывает: «Духа не угашайте! – и добавляет: – Пророчества не уничижайте». То есть тому, кто желает согласовать свою волю с Волей Божественной, никогда нельзя пренебрегать разъяснениями Божественного Писания, поучениями и пророческими постановлениями, а также следует внимать советам благочестивых умных людей.

Далее святой Павел учит: «Всё испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» [1Сол. 5, 21]. Как денежные знаки исследуют по разным известным признакам, различая истинную монету от фальшивой, и первую принимают, а вторую отбрасывают – так и мы должны поступать при распознавании в каждом своём деле Божией Воли. Всего истинно согласного с Нею следует держаться, а то, что имеет в себе малейший оттенок лжи и греха, мы должны отвергнуть от себя как противное Воле Божией.

Четвёртая: Воля Божия открывается через человека. Для уразумения Воли Божией в каком-либо сомнительном случае есть и другие источники. Сверх упомянутых уже «Десяти Заповедей Божиих» и церковных установлений сюда относятся духовники, пастыри – как избранные, по-христиански живущие истолкователи Воли Божией в наших недоразумениях о Ней. Это – духовные и мирские судьи нашей совести (из мирян к ним относятся родители, воспитатели и умудрённые наставники человеческих обществ).

К примеру, когда Савл, предав себя Воле Божией всецело, вопросил: «Господи! что повелишь мне делать?» – не затруднил его Господь Своими приказаниями во всех подробностях и не послал ему тотчас Духа Премудрости. Но как ученика послал Савла к Анании, сказав: «...Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» [Деян. 9, 6]. Анания достоверно изъяснил Волю Божию Савлу-Павлу, подобно тому как святой Пётр изъяснил Её Корнилию-сотнику [Деян. 10].

Есть Божие благоволение открывать Свою Волю человеку через другого человека. А потому нам не должно пренебрегать добрыми наставлениями других: «У всякого благоразумного проси совета, и не пренебрегай советом полезным» [Тов. 4, 18]; последовав этому, не раскаешься.

«Душа человека правдивого иногда более скажет и объяснит, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всём этом молись Всевышнему, чтобы Он управил путь твой в Истине» [Сир. 37, 18-19]. Пребывай в дружбе с мужем правдивым, имеющим в себе страх Божий, и при всём этом «держись совета сердца твоего; ибо нет никого для тебя вернее его» [Сир. 37, 16-17].

Для разрешения своих сомнений, как поступить согласно с Волей Божией в том или ином деле, просите, прежде всего, совета и вразумления у своих духовных отцов и начальников, которым поручили свою совесть и всю нравственную деятельность своей жизни.

Обращайтесь за разрешением иных недоумений также и к предержащим властям. И что они советуют, кроме греха, надо принимать как переданное через них Самим Богом и исполнять. Так издревле разрешали свои недоумения все стремившиеся следовать Воле Божьей: они вопрошали старейшин и принимали их добрые и полезные советы. «Остановитесь на путях своих, и рассмотрите (то есть обратите всё ваше внимание на дела свои), – говорит Господь через пророка Иеремию, – и расспросите о путях древних, где путь добрый; и идите по нему, и найдёте покой и утешение душам вашим» [Иер. 6, 16].

Свт. Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский 

Назад