ПРИТЧА О НЕВОДЕ И СТРАШНОМ СУДЕ (с.8)

22.12.2020

 ПРИТЧА О НЕВОДЕ И О СТРАШНОМ СУДЕ

Притча о закинутом в море неводе и о Страшном Суде находится в тринадцатой главе «Евангелия от Матфея». Невелика она по объёму – но в краткости её великая мудрость: она о том, что несомненно соединены земная жизнь и удел человека в инобытии за гробом и что вторая часть определённо зависит от первой. И как грозно звучит в ней предостережение Спасителя, призывающего каждого из нас ответственно и бдительно относиться к собственному существованию, столь краткому в координатах грядущей вечности, но – предопределяющему личную посмертную судьбу...

«Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» [Мф. 13, 47-50].

Приведём несколько точных толкований этого небольшого отрывка – каждый из авторов с тревогой и заботой призывает человека к чистой и праведной жизни, требующей великого внимания к совершаемым нами поступкам.

«Чтобы мы не подумали, что одной веры нашей достаточно нам ко спасению, Господь произносит грозную притчу. Какую же именно? Притчу о неводе. Чем различается она от Притчи о плевелах? – вопрошает святитель Иоанн Златоуст и поясняет: – И там одни спасаются, а другие погибают. Но там одни погибают от принятия вредных учений, а другие – от невнимания к Слову Божию; здесь же причиною погибели бывает порочная жизнь.

Так погибающие – всех несчастнее: они и познание приобрели, и уловлены были, но при всём том не могли спастись. В других местах говорится, что отделяет Сам Пастырь; здесь же приписывается это Ангелам, как и в Притче о плевелах. Что же это значит? То, что Господь беседует с учениками иногда менее, а иногда более возвышенно. И эту притчу изъясняет Он не по просьбе учеников, а по собственному изволению; притом Он истолковал одну часть её, и тем увеличил страх. Чтобы ты, слыша, что злых извергли только вон, не почёл такой гибели ещё не опасною, Христос в изъяснении Своём указывает образ наказания, говоря: ввергнут в пещь, где будет скрежет зубов и несказанное мучение. Видишь ли, сколько путей к погибели? Не напрасно сказано, что широкий есть «путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им» [Мф. 7, 13].

Вторит святому Златоусту блаженный Феофилакт Болгарский: «Поистине страшна сия притча; ибо показывает, что если мы и имеем веру, но не ведём доброй жизни, то ввержены будем в огонь. Невод означает учение веры, которое переплетено со знамениями и пророческими свидетельствами; рыбари суть Апостолы – ибо кого учили, они убеждали чудесами и пророческими словами. Этот-то невод собрал от всякого рода: варваров, эллинов, иудеев; блудников, мытарей, разбойников. Когда же будет невод полон, то есть когда кончится мир, тогда находящиеся в неводе будут разделены. Так, хотя мы и веровали, но если окажемся при сём без добрых дел, то извержены будем; напротив, те, которые имеют добрые дела, сложены будут в сосуды, то есть в вечные жилища».

Отвечая на вопрос святого Сильвестра о значении этой притчи, преподобный Антоний Великий сказал: «Всякое действие, доброе или злое, есть пища души; поелику и душа имеет свои «мысленные зубы». Ими-то душа будет скрежетать тогда, сокрушая таким образом свои деятельные силы – за то, что имевши возможность делать добро, его не делала, а напротив – больше творила зло.

К Евангельскому учению Господа, сказавшего: «Пойдите за Мной, и я сделаю вас ловцами человеков» [Мф. 4, 19] – применим образ мрежи, с помощью которой Апостолы были ловцами бессмысленных рыб, сплетая и сшивая огромные эти «сети» из Ветхого и Нового Завета. Они опустили их в жизнь, как в море, вместе с бессмысленными ловя мыслящих. Так и теперь последователи Апостолов собирают от всякого рода – и лукавых, и благих. Праведников и грешников они ловят Божественной Сетью проповедания, невредимо при этом проходя по морю жизни, богоносимые Писанием и Духом.

Во множестве тела попадают в те сети; великий в пророках Исайя более чем за пятьсот лет до Христовой проповеди возвестил: «И будет тогда жить волк с ягнёнком, и рысь лежать рядом с козой, и волк и медведь купно есть с волом траву (плевы), и телёнок и лев вместе пастись, и Отрок младой поведёт их» [Ис. 65, 25]. Обозначается нераздельный духовный собор: там воедино собраны и питаются в Духе хищники и убийцы, кроткие и страшные, предводительствуемые малым Отроком. О Нём и в другом месте сказал тот же пророк: «Отрок родился у нас Сын, и дарован нам, и нарицается имя Его Бог крепок Владыка». А когда наступит время конца мира, то вытащат сеть на борт, и по велению Христову вместе с Ангелами сделают различение в этом сонме, отделяя грешников от среды праведников».

Раннехристианский философ и богослов Ориген полагал, что для того в этой притче Царство Небесное уподоблено неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, «чтобы показать многообразие человеческих произволений, в высшей степени различных между собой», а оказавшийся в сетях улов относится «как к тем, кто достоин похвалы, так и к тем, кто достоин порицания, по причине своих наклонностей к тем или иным видам добродетелей или пороков». Кроме того, ввиду сплетения Ветхого и Нового Писания из многочисленных и разнообразных мыслей, Царство Небесное уподоблено замысловатому плетению невода. «Этот невод заброшен в море, – пишет Ориген, – то есть в волнующуюся по всей вселенной жизнь людей, плавающих в горько-солёных делах жизни. До нашего Спасителя Иисуса этот невод не был весь наполнен, ибо сплетению закона и пророков недоставало Того, Кто сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» [Мф. 5, 17]. И плетение невода наполнилось «Евангелиями» и словами Христа, распространившимися через апостолов».

А святитель Лука Крымский так комментирует этот евангельский урок: «Широко был закинут невод Христов над всем человечеством, но очень многое из захваченного им пришлось выбросить как негодное. И осталось малое, но драгоценное стадо Христово. Оно состоит из тех, о которых читаем в первой главе Евангелия Иоанна Богослова: «Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» [Ин. 1, 11-12].

Почему так мало ценного осталось в неводе Христовом? Потому что весь род человеческий делится на две очень неравные части: огромное большинство составляют те, которые в Священном Писании именуются «народом земли». Это те, для которых всего важнее и даже единственно важны интересы благополучия в земной жизни. А к благам жизни вечной, в которую мало или совсем не верят, они равнодушны».

Размышляя о грядущих мучениях грешников, святитель Иоанн Златоуст видит их прежде всего в том, что согрешавшие люди могут навечно лишить себя славы Царствия Божия, благ этого Царства. Их мучения – в богооставленности и отдалённости от Источника Любви Бога, и эта невыносимая духовная скорбь будет куда страшнее, чем самое тяжкое физическое наказание. Многие из личного опыта знают, насколько тяжелее душевные и духовные скорби по сравнению со скорбями физическими, как они разрушительно действуют на организм. Вот почему святитель Иоанн Златоуст называет эту притчу «страшной», а Григорий Богослов считает, что её нужно больше бояться, чем толковать.

В «Притче о неводе и о Страшном Суде» Христос показывает, что не Он сокращает Свою Любовь к людям, но мы сами отчуждаем себя от Его Любви своими грехами и немилосердным житием. Господь также предупреждает, что Страшный Суд – не пугающая, но мнимая угроза, а грядущая действительность. Спаситель зовёт нас, пока не поздно, спешить делать добро во Имя Его, став на путь духовного трезвения, сделать усилие, чтобы вырваться из водоворота повседневных забот, подумать о самом главном: о своей душе, о будущей жизни, о встрече с Господом.

Это настроение должно быть преобладающим в течение всей нашей жизни. И в нём нет ничего мрачного или унылого, наоборот: от него рождается подлинная, святая и чистая радость, какую мы видим в христианских подвижниках и в тех, кто стремится идти их путём. Дай Бог, чтобы в конце времён, когда нас с вами, по слову Притчи о неводе, вытащат на берег Царства Христова, мы бы оказались в числе тех, кто будет собран в сосуды.

Назад