ИСКРЕННЕ ВЕРУЮ (с.4 №101, Игорь Маркин)

22.12.2020

 ИСКРЕННЕ ВЕРУЮ В УЧЕНИЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ!

По «Дневнику старого врача» Н.И. Пирогова

25 ноября 2020 года – 210 лет со дня рождения выдающегося русского хирурга Николая Ивановича Пирогова. Создатель первого Атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии и русской школы анестезии, Николай Иванович являлся истинным христианином. В последние годы жизни к Пирогову приходит необыкновенное духовное озарение, и он пишет «Дневник старого врача», в котором откровенно рассуждает о жизни, о любви, о смерти с точки зрения христианского вероучения, утверждая, что он исповедует христианскую Веру именно так, как она излагается Православной Церковью.

Много места в дневнике занимают рассуждения о Вере. В детстве и юности Пирогов был всецело проникнут религиозным мировоззрением. Однако поступив в университет, он проникся материалистическими взглядами, которыми была пропитана тогда медицина и, в особенности, студенческая среда. «Мои религиозные убеждения не оставались в течение моей жизни одними и теми же», – писал Николай Иванович в своём дневнике. С годами же он стал понимать, что Вера человеку необходима, что она есть самая глубокая потребность души.

Обращение к Богу у Пирогова носило печать осознанного выбора и ума, и сердца: «Для меня существование Верховного Разума и Верховной Воли сделалось такой же необходимостью, как моё собственное умственное и нравственное существование». В расцвете сил знаменитый хирург был уже вполне верующим православным христианином. Во всех явлениях мира он видел вдохновляющее присутствие разумной творческой Промыслительной Силы, целесообразно направляющей всё к добру и благу.
Принимая в целом учение Дарвина об эволюции видов, Пирогов, в то же время, ставил вопрос о первоначале бытия природы и мира, размышляя о том, «что́ заставило атомы вещества складываться в оформленное существо, способное к бытию и борьбе за существование, наследственности и произведению новых себе подобных или несходных с собой существ». Отвечая на этот вопрос, Николай Пирогов заявляет, что никогда не признает утверждения, что первобытная клетка не заключала в себе «творческой мысли в её конечном назначении и творческого предопределения». Знаменитый врач был уверен, что именно Верховный Разум и духовная Воля Творца, проявляемые целесообразно, есть прочное, неизменное и абсолютное начало всего; что существует Истина, Единая и Высшая, служащая основанием и всего нашего нравственного бытия: «Истина! Ведь это Абсолют, это – Бог! Мы не должны сметь когда-нибудь Её постигнуть!.. Но мы можем стремиться к Ней, и это стремление, данное нам свыше, есть наше драгоценнейшее достояние».

«Для врача, ищущего Веры, самое трудное – уверовать в бессмертие и в загробную жизнь, – отмечал Пирогов. – Это потому, во-первых, что главный объект врачебной науки и всех занятий врача есть тело, так скоро переходящее в разрушение; во-вторых, врач ежедневно убеждается наглядно, что все психические способности находятся не только в связи с телом, но как будто – и в полной от него зависимости».

«Я верую; по крайней мере, стараюсь верить и прошу Бога даровать мне эту веру в духовную загробную жизнь. Так верить я обязан как христианин; она, жизнь после земной кончины – венец учения Христа; идеал веры в загробную жизнь поставлен Им; не умирая, мы не достигаем конечной цели нашей жизни. Вот суть учения... Истину узнаем только за гробом».

Действительным указателем пути к совершенству для Пирогова стало «Евангелие»: «Я благодарю Бога, – писал он, – за то, что, по крайней мере, успел понять себя и увидал, что мой ум может ужиться с искреннею Верою. И я, исповедуя себя весьма часто, не могу не верить себе, что искренно верую в учение Христа Спасителя». Архиепископ Иоанн (Шаховской) писал: «Книга высшего совершенствования – «Евангелие» – была любимой книгой Пирогова. Он верил, что Евангельское откровение есть истинное Слово Божие и что это Слово вводит душу в вечность; свою жизнь Пирогов строил на Евангельских основах».

Из всей гаммы разнообразных чувств Пирогов выше всего ставил христианское чувство любви. Религиозность, связанная с признанием Бога как Бога Любви, и наблюдение целесообразности и разумной мысли во всяком проявлении мировой жизни привели его к вере в нравственный миропорядок – и осуществление нравственной цели на земле сделалось для него главным вопросом жизни. «Для меня главное в христианстве, – говорил Николай Иванович, – это недосягаемая высота и освящающая душу чистота идеала веры; на нём целые века тьмы, страстей и неистовств не оставили ни единого пятна; кровь и грязь, которыми мир не раз старался осквернить идеальную святость и чистоту христианского учения, стекали потоками назад на осквернителей».

Высокий нравственно-религиозный облик Пирогова ещё при его жизни привлекал внимание людей Церкви, прежде всего – духовенства. Во время прощания учёного с Киевским учебным округом к Пирогову обратился его духовник, законоучитель в Первой Киевской гимназии, священник В. Каменский со словами: «Да, Ваш ум – в послушании Вере; Ваша мудрость не по преданию человеческому или по стихиям мира, а по Христе. Неоднократно я имел случай быть свидетелем чисто христианского выражения Вами отношений Ваших к Богу и ближнему, как и Вашего благочестия дома и в церкви, куда Вы любили ходить никем не замечены, и молились втайне – по-евангельски... Всегда Вы были открыты для страждущих, нуждающихся в Вас, особенно для меньшей братии. В притворах дома Вашего, как некогда в притворах иерусалимской овчей купели, слежаще множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих от Вас облегчения в недугах своих, и Вы всем человеколюбно помогали».

Кратко, но исчерпывающе высказался о великом хирурге священник В. Кожин: «Н.И. Пирогов не признаёт нравственной деятельности без Бога. Эта вера не только побуждает его к выполнению Христова учения, но и даёт ему надежду получить от Бога помощь для выполнения Его учения. Везде, где бы он ни заговорил о любви как основе нашей нравственной деятельности, упоминает он и Веру. Любовь к ближним – это лишь следствие горячей любви человека к Богу, своему Искупителю».

Сущность духовного наследия Н.И. Пирогова, заключающуюся в соединении науки и религии, раньше других удалось распознать видному отечественному хирургу Николаю Ниловичу Бурденко, который был уверен, что «память о людях, подобных Пирогову, должна быть поддерживаема, как светильник, льющий кроткий примирительный свет. В её живучести – утешение для тех, на кого могут нападать минуты малодушного неверия в возможность и осуществимость добра и справедливости на земле».

Вот мнение государственного деятеля Анатолия Федоровича Кони: «Это сердце преисполнено глубокой и трогательной веры в Высший Промысел и умиления перед заветами Христа. Жизнь учит, что Христос имеет много слуг, но мало действительных последователей. Одним из последних был Пирогов». Высоко ценил талант учёного медика и глубокую и убеждённую веру Пирогова во Христа святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский.

Гениальная учёность, искренняя любовь ко Христу, справедливость в мирских делах и милосердие к страждущим и больным, – таков образ человеколюбивого врача Пирогова. Идеал Богочеловека Христа так близок был сердцу Николая Ивановича, тайна Божественной жизни в Иисусе Христе открылась ему в таком близком нравственному сознанию человечества виде, что он не раз воодушевленно восклицал: «Искренно верую в учение Христа Спасителя!».

Игорь Маркин

Назад