ТЬМА В УМЕ ИСЧЕЗНЕТ (свт. Антоний (Смирницкий) №47 с.10)

09.01.2014

В трудные времена порою настигают человека тяжёлые мысли о собственном бессилии, о невозможности преодолеть сложившуюся безнадёжную ситуацию, о бесполезности всех предпринимаемых действий. Следом может прийти глубочайшее уныние... Личный духовный опыт горячего молитвенника и безошибочную мудрость сострадательного православного пастыря сохранили для нас наставления святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского.

Некто явился к преосвященному Антонию и объявил ему о тягостном состоянии души своей, в котором он не имеет покоя от нечистых, лукавых, законопреступных помыслов и впадает иногда даже в отчаяние, так что готов лишить себя жизни. Архипастырь советовал ему худые мысли, в душу приходящие, считать ни за что, не останавливаться на них, но освобождаться от них и заменять их благими размышлениями; тем более стараться не приводить их в действие. Когда приразится уму порочная мысль, тотчас обращаться к молитве – и тьма в уме исчезнет и воссияет свет.
«Читайте, – говорил святитель Антоний, – молитвы: «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троица», «Отче наш», «Верую», чаще повторяйте Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Усердные воссылайте молитвы к Божией Матери и угодникам Божиим – и сойдёт вам с Небес помощь. Исповедай-тесь, откройте духовному отцу вашему совесть вашу, ничего пред ним не скрывая – и тяжкое бремя отпадёт от сердца вашего и водворится в нём спокойствие. Чувствуя за собою грехи, мы должны от них отставать, исправляться; памятовать всегда Слово Божие и ему следовать. Для чего предаваться печали и отчаянию? Господь благ и милосерд: Он печётся о нас. Некоторые желания наши не исполнены? Будем молиться Богу: силён Господь исполнить добрые желания наши выше всякого нашего ожидания. Нас огорчают, нам сделали оскорбление, нанесли обиду? Обидевшего и оскорбившего великодушно простим, всё терпеливо перенесём; за зло заплатим добром. Мы лишились весьма важного для нас блага? То совершилось по премудрому Промыслу Божию для нашего же счастья. С благоговением скажем ко Господу, Начальнику и Владыке жизни нашей: да будет воля Твоя! Господь может потерянное благо возвратить или взамен того послать нам подобное благо, или ещё гораздо высшее. В нуждах и недостатках мы? Помолимся поусерднее Богу – и Он пошлёт нам пищу, и одежду, и покровителя, и благотворителя. Как бы ни было велико бедствие наше – избави Бог каким бы ни было образом, сократить жизнь свою: за это назначена вечная мука. Трудно нам здесь терпеть сильную болезнь, уничижения и скорби, каково же будет, когда подвергнем себя огню геенскому? И потому жизнь свою земную – дражайший дар Божий – мы должны беречь. Она нам дана для приобретения блаженной жизни в будущем веке. Путь к тому – Святая наша Православная Вера и добрые дела. Болезни, скорби и всякого рода бедствия здесь, на земле, временны – награда за благодушное их перенесение в Небесах бесконечна.
Не злобствуйте и на ближних, какое б ни сделали они вам зло. Господь и Спаситель наш Иисус Христос повелел прощать брату нашему согрешения, сделанные против нас, велел ближних любить, но воспретил их ненавидеть и мстить им. Дурные помыслы от лукавого. Изгоняйте их размышлениями о Благости, Премудрости и Правосудии Божием, о Законе Господнем. Чтобы приобрести часть с избранными Божиими, старайтесь быть благотворительными, милосердными, терпеливыми, кроткими, воздержными, благочестивыми, верующими, добродетельными и – святыми.
Занимаясь своей должностью, с охотою и прилежанием трудитесь; от трудов честных и похвальных переходите к молитве, а от молитвы опять возвращайтесь к трудам. За всё Бога благодарите, а тем исцеление обрящете душе вашей и – спасётесь. Надобно воздерживаться от гордости, ибо по большей части гордым приходят дерзкие помыслы.
Бывают люди, – продолжал высокопреосвященный, – которые, как младенцы, вовсе не имеют нечистых мыслей. Таков в Киеве был отец Исихий, мой духовный отец, по происхождению принадлежавший к известной фамилии, сын полковника. Он вместе со мною учился в академии, и по любви к наукам был двенадцать лет в богословском классе; потом поступил в монашество, был посвящён в иеромонаха и жил в Выдубицком монастыре. Этот раб Божий, друг истины и добродетели, по своей чудной простоте и чистоте сердечной, не только уклонялся от всякого зла, от слов праздных и душетленных; но даже вовсе не понимал, что такое неприличные помыслы. Ибо душа его горела непрестанно Серафимской любовью к Богу и была проникнута живейшей любовью к ближним. Поучая и ближних любви святой, весьма часто он повторял это апостольское слово: Всё вам любовью да бывает».
Советуя всегда помнить о Боге и соотносить с Его Промыслом любую жизненную ситуацию, святитель говорил: «Когда тревога – тогда и до Бога... Это так, люди по большей части в несчастьях прибегают к своему Зиждителю; в счастье мало думают о Виновнике и Подателе всех благ – Боге, мало заботятся о спасении души своей. В счастье же, по словам Иоанна Златоуста, человек должен почитать себя должником Божиим; а в несчастье, когда несчастье переносит без роптания, с благодарением и молитвой – то Бога имеет своим должником».

Из наставлений преосвященного
Антония Воронежского и Задонского

 

Назад