НЕ ОТЯГЧИМ СЕРДЕЦ НАШИХ (с.18 №105, свт. Николай Сербский)

29.12.2021

НЕ ОТЯГЧИМ СЕРДЕЦ НАШИХ
О посте и нестяжании

C 28 ноября – Рождественский Пост. Христос... сперва выделяет пост внутренний, душевный, а затем уже внешний, телесный. Но не потому, что Он пренебрегает телесным постом – и Сам Он постился телесно – но для того, чтобы начать с самого начала, чтобы сперва очистить источник, а потом реку, сперва омыть душу, а затем – зеркало души. Сначала человек должен разумением, и сердцем, и волею принять Пост, а потом и телом добровольно и радостно соблюсти его. Как художник сперва в душе нарисует картину, а затем быстро и радостно воплощает её рукою. Так и пост телесный должен быть радостью, а не скорбью, должен доставлять удовольствие душе человеческой. Ибо пост есть весьма мощное оружие в борьбе против лукавого духа. Воин на поле брани скорбит, лишившись оружия, так как безоружный он вынужден бежать или сдаться. А обретя оружие он радуется, ибо может удерживать позицию и давать отпор супостату. Как же не радоваться христианину, вооружаясь постом против лютейшего врага своей души? Как не затрепетать его сердцу, не просиять лицу его, когда видит он в своих руках оружие, от коего враг трусливо обращается в бегство?

Чревоугодие делает человека унылым и боязливым, а пост – радостным и храбрым. Но как чревоугодие влечёт за собою всё большее чревоугодие, так и пост побуждает ко всё более строгому и долгому воздержанию. Царь Давид навык поститься столь долго, что сам сказал: «Колена моя изнемогоста от поста» [Пс. 108, 24]. Когда человек увидит благодать поста, он полюбит поститься, а благодатные плоды поста бесчисленны.

Постом человек облегчает и тело, и дух, избавляя их от мрака и дебелости. Тело становится лёгким и бодрым, а дух – светлым и ясным.

Постом человек изводит душу свою из земной темницы и пробивается чрез мрак бессловесной жизни к свету Царства Божия, прямо к Отечеству своему.

Пост делает человека крепким, решительным и дерзновенным – и пред людьми, и пред демонами. И ещё пост делает человека великодушным, кротким, милостивым и послушливым.

Постом Моисей удостоился принять закон из Руки Божией. Постом Илия заключил небо – и не было дождя три года; постом он низвёл огонь с неба на идолопоклонников и постом сделал себя столь чистым, что мог на Хориве беседовать с Богом. Постом спасся Даниил от львов во рве, а три отрока – от пламени в пещи огненной. Постом царь Давид возвёл сердце своё ко Господу – и сошла на него благодать Божия, и он сложил сладкозвучные и возвышенные молитвы. Постом царь Иосафат без сражения истребил врагов своих, аммонитян и моавитян [2Пар. 20, 23]. Постом иудеи спаслись от гонений царского визиря Амана [Есф. 4, 3]. Постом город Ниневия избежал гибели, предсказанной ему пророком Ионою. Постом Иоанн Креститель стал величайшим из рождённых жёнами.

Постом вооружившись, преподобный Антоний Великий победил и прогнал от себя все полки демонские. И разве один преподобный Антоний? Бесчисленные воинства угодников и угодниц Христовых очистились постом, укрепились постом и ...победили то, что победить труднее всего – себя. А победив себя, они победили мир и диавола. Святитель Василий Великий говорит: «Пост делает ум крепким». Блаженный Диадох: «Истинные подвижники воздерживаются от пищи не потому, что считают её по природе злом, но дабы чрез воздержание укротить распаляемые члены телесные». Блаженный Иероним: «Богу, Творцу и Господину вселенной, конечно, не нужно урчание пустого желудка, но без этого не может быть целомудрия».

И, наконец, разве и Сам Господь наш Иисус Христос не начал Своего Божественного дела спасения людей с долгого сорокадневного поста? И разве тем Он не указал явственно, что и мы должны начать истинную христианскую жизнь с поста? Сперва пост, а всё прочее приходит вместе с постом и благодаря посту. На Своём примере Господь показал нам, сколь мощное оружие – пост. Оружием сим Он победил в пустыне диавола, а тем победил и три главные диавольские страсти, чрез кои сатана имеет к нам свободный доступ, а именно: сластолюбие, честолюбие и сребролюбие; три пагубных вожделения и три величайшие ловушки, куда лукавый супостат рода человеческого заманивает воинов Христовых.

Сребролюбие, содействующее прочим страстям и питающее их, есть, по слову апостольскому, «корень всех зол» [1Тим. 6, 10]. Потому Господь Иисус Христос завершает Своё учение о посте предостережением: да не будем сребролюбивы, да воздержимся от душепагубного многостяжания земных сокровищ, кое разлучает наше сердце от Бога и закапывает его в землю.

«Не собирайте себе сокровищ на земле, – глаголет Господь, – где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Собирающий земные сокровища собирает себе му́ку и страх. Он теряет себя в своих сокровищах и погребает своё сердце под прахом. «Многие святые мужи древности, правда, имели великие богатства: Авраам, Иов, Давид и другие; однако они не имели пристрастия к богатству, но всё имущество считали Божиим», подчёркивал священномученик Пётр Дамаскин.

Мы непрестанно находимся в обществе своего сокровища, на земле ли оно или на Небе. Наши мысли – с нашим сокровищем; наше сердце – с нашим сокровищем; вся наша воля – с ним. Мы привязаны к своему сокровищу, как река к своему руслу. Если мы обогатимся сокровищами земными, то будем временными богачами и вечными бедняками; если же обогатимся сокровищами небесными, то будем временными бедняками и вечными богачами.

Нам предоставлена возможность выбрать одно или другое. В этой свободе выбора и заключается наша слава – но и наша мука. Если мы изберём вечные сокровища, не доступные ни моли, ни рже, ни ворам, наша слава будет вечной. Если же изберём другие сокровища, кои вынуждены будем оберегать от моли, ржи и воров, наша мука будет вечной. Во внутреннем смысле под земными сокровищами разумеются и вся земная учёность, земная культура и земное благородство – настолько, насколько они отделены от Бога и «Евангелия». Забвение истребляет эти сокровища, как моль; жизненные скорби и страдания точат их, как ржа; а лукавый дух подкапывает и крадёт их, как всякий вор. Собирать сокровища небесные, в сем внутреннем смысле, значит – обогащать свой ум познанием Божества и Воли Божией; а своё сердце и душу обогащать культурою и благородством Евангельскими. Ибо лишь такое богатство непреходяще и не подвержено ни истреблению, ни краже. Собирая себе подобное сокровище, мы сразу же отдаём его на хранение Богу. А то, что у Бога – удалено и от моли, и от ржи, и от воров. Это сокровище Бог вышлет нам в сретение, когда мы после телесной смерти пойдём в сретение Богу, предстанем пред Лице Божие. А всякое иное сокровище, которое и на земле разлучало и удаляло нас от Бога, на Небе разлучит и удалит нас от Бога на веки веков. Ибо если мы предали своё сердце земным сокровищам, то предали свою душу сатане. И тогда будем мы подобны воинам, изменившим своему знамени и сдавшимся своему лютому и коварному врагу.

Посему отверзем очи, пока ещё есть время. Будем твёрдо веровать, что окончательная победа будет не за диаволом и его слугами, но за нашим Царём и Воеводою Христом. Так поспешим же принять победоносное оружие, благословленное Им для брани – Пост; оружие для нас светлое и славное, а для супостата нашего – грозное и смертоносное.

Воздержимся от объедения и пьянства, дабы ими не отягчить сердец наших [Лк. 21, 34] и не похоронить их в тлении и тьме.

Воздержимся от собирания земных сокровищ, дабы сатана чрез то не разлучил нас от Христа и не принудил сдаться.

А когда постимся, будем поститься не ради похвалы человеческой, но ради спасения души своей и во славу Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Его же со Отцем и Святым Духом славословят ангелы и святые на небе и праведники на земле – Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Назад