ТАК ЕГО ПОМИНАЮТ В ХРАМАХ (с.16 №105, Игорь Маркин)

29.12.2021

ТАК ЕГО ПОМИНАЮТ В ХРАМАХ

В истории нашей страны святому равноапостольному князю Владимиру уготована особая роль. Именно через него Господь явил русскому народу православное миропонимание, а сам князь, сердцем приняв Христа, повёл за собою Русь к свету истиной Веры.

Русская земля во все времена была неистощима на народных героев самых разных сословий. Из князей, запечатленных людской памятью в былинах, полнее других донесён до нас образ Владимира Стольнокиевского. Народ величал его «Красно Солнышко» – за добрый свет, явленный им по принятии Святого Крещения.

А вот летописи Древней Руси и бо́льшая часть современных исследователей называют Владимира – младшим, заброшенным сыном неистового Святослава и рабыни Малуши – «робичичем», через головы братьев добравшимся до власти.

Утверждение более чем спорное. Казалось бы, после Святослава наследовать власть по старшинству должны были братья Владимира – Олег и Ярополк. Оба они по своему княжескому происхождению имели на то веские права. И все же «робичич» Владимир имел не меньше, если не больше оснований править Русью, ибо его отец – великий князь Киевской Руси, а мать – дочь древлянского князя Мала.

Когда княгиня Ольга взяла столицу древлян Искоростень, с исторической арены исчез князь Мал, зато вскоре появился некто Малко Любечанин. Это и есть бывший светлый князь древлян, пленённый Ольгой и отправленный ею в городок Любеч. Киевская княгиня определила Малу не вечное рабство, а на определённый срок – «до времени». Ту же участь, не самую печальную, разделили дети Мала – сын Добрыня и дочь Малуша. Выходит, дед Владимира по материнской линии – Великий, или Светлый князь одного из древнейших и мощных славянских племён. Более высокого происхождения в том мире Киевской Руси просто-напросто не было.

Крещение Руси при князе Владимире произошло не «вдруг» – наша держава неуклонно и закономерно шла к тому. Ещё князь Аскольд, правивший Киевом до Олега Вещего, крестился с именем Николай. Однако то был, скорее, частный, хотя и не единственный, случай: русские христиане в Киеве и других городах Руси уже жили, молились и славили Единого Бога. Но Аскольд-Николай принял святое крещение без каких-либо дальнейших глобальных замыслов.

А первой провозвестницей нового пути Русской земли стала бабка Владимира, княгиня Ольга. Её великое дело и продолжил Владимир.

С младенчества Владимира его ближайшее окружение способствовало принятию Православного христианства. Мать княжича – христианка. По одной из версий, Малуша крестилась вместе в Ольгой в Царьграде. Считается, будто великая княгиня не жаловала Малушу, отбывающую «рабский» срок. Собственно, именно за такое положение при Киевском дворе Владимира позднее и назвали «сыном рабыни».

Но Ольга сделала Малушу ключницей – а это весьма почётная и ответственная должность. Кроме того, великая княгиня включила дочь древлянского князя в состав особо приближённых людей во время поездки в Византийскую империю. С опальными и рабами так не поступают.

Добрыня, сын Мала, родной дядька и воспитатель Владимира – тоже крещёный. В западных хрониках Мала Древлянского называют Нискиня. Потому и Добрыня, славный былинный богатырь, в ранних вариантах былин величается именно Нискинич, а уж в более поздних текстах – Никитич.

Один лишь отец Владимира, Святослав, оставался убеждённым приверженцем старой веры. Только вот его влияние на младшего сына было минимально, если присутствовало вообще.

Владимир выбрал Православную веру, что являлось не только и не столько выбором государственного масштаба, но и поиском Истины. Есть летописный рассказ, в котором повествуется, как киевский князь «выбирал веру»: сначала принимал у себя представителей разных религиозных направлений, затем отправил своих людей по землям и странам, чтобы они рассказали князю, «какая вера лучше».

Иудаизм как религия отверженных был отринут в принципе. Ислам отвергнут из-за несовместимости со славянской этнокультурной средой. Чужд оказался русским и католицизм. Выбрав Православие, князь Владимир избрал для своего народа настоящую свободу, самостоятельность и независимость – как от Востока, так и от Запада. А после принятия христианства Русь начала восприниматься центром богоспасаемой земли.

Итак, путь предопределён. Но кроме него существуют ещё и конкретные обстоятельства, и в случае с князем Владимиром они весьма показательны. В ту эпоху православную Византийскую империю сотрясали внутренние мятежи и внешние войны. В начале 988 года братья-соправители Василий II и Константин VIII вынуждено обратились к Киевскому князю за военной помощью против очередного восстания, вспыхнувшего в империи.

Киевский князь дал добро на отправку в Византию нескольких тысяч дружинников взамен на обещание императоров выдать за него замуж их сестру – царевну Анну. Казалось бы, дерзновенен поступок Владимира. Но великий князь смотрел далеко вперёд. Породниться с Византийской династией означало практически уравнять князей Руси с самыми влиятельными европейскими монархами и солидно поднять политический вес нашей державы. Императоры дали согласие, однако в ответ поставили ещё одно условие: перед тем, как жениться, Владимир должен принять святое крещение.

Русские вои, отправленные в Византию, мятеж подавили. А вот императоры Византии обещания не сдержали – они посчитали за позор родниться с варварами... Тогда возмущённый Владимир во главе огромной рати отправился в поход на греков. Русские лодьи, преодолев бурные воды Понта Эвксинского – Чёрного моря, внезапно оказались у Крымских берегов перед хорошо укреплённым городом Херсонесом (ныне это часть современного Севастополя).

Изумлению и переполоху греков не было предела. После недолгой осады русичи вынудили горожан капитулировать. Херсонеситы признали победителей, лишь просили сохранить им жизнь и свободу. Князь Владимир милостиво пообещал не трогать города. В Константинополе поняли, что далее хитрить бесполезно – и императоры прислали в Херсонес свою сестру Анну.

В ожидании невесты Владимира внезапно ослеп. Тогда князь, памятуя об условии женитьбы на Анне, принял святое крещение - и во время него прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!» Часть русских дружинников, поражённая подобным чудом, также крестилась. Во святом Крещении князь Владимир был наречён Василием в честь святого Василия Великого. Его бабка Ольга – в крещении Елена (память Елены – 3 июня).

Случай, когда русского князя поражает слепота, но после принятия святого крещения он исцеляется – не единственный. Подобное же лет за сто до «Херсонессого чуда» произошло с князем Бравлином Новгородским.

В Херсонесе новокрещённый христианин Владимир бракосочетался с царевной Анной, возвратил город имперцам, возведя в нём храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

Вся оставшаяся жизнь князя Владимира – пример христианского смирения. Он строил храмы, способствовал просвещению русичей и прославлению в нашей земле Православной веры.

Обратим внимание на схожесть в поведении и образе жизни Ольги и Владимира. Ярые язычники, приняв святое крещение, они стали примерными христианами. От зверского – к человеческому, одухотворённому... Это наглядный пример того, как человек может преобразиться, выбрав свет истиной Веры. И вечное напоминание человеку: любой может исправить свою жизнь, идя праведным путём. Встать на этот путь непросто. Бывает, невозможно понять Божий Промысл. Господь попускает иным низвергнуться в глубины зла, чтобы затем сильнее обратиться к Нему. Святой апостол Павел говорил: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» [Рим. 5, 20]. Божье могущество проявляется в том, что искренним исповедником христианства порою становится тот, о ком по-человечески и помыслить невозможно.

Путь Святослава Храброго – прощальный героический взмах Руси уходящей. Путь княгини Ольги, напротив, ярко осветил будущее величие нашей страны, основанное на иных принципах и ценностях. Свершения Ольги и Святослава – два полюса, наглядно показавшие необходимость идти дорогой, указанной Господом. Владимир соединил в себе оба полюса, а его деяния начали воплощать в себе то, что задумала Ольга.

Личности такого масштаба, как Владимир Креститель, до того на Руси не бывало. В Русский мир пришёл человек, решительно и кардинально изменивший всю дальнейшую историю нашего Отечества. Не случайно при рождении его и нарекли: Владимир.

То, что совершил князь Владимир, приравнено к деяниям святых апостолов, просвещавших разные земли верой Христовой. Потому он и назван равноапостольным. По значению своих дел Владимир назван Великим, и так его поминают в храмах. А день памяти святого равноапостольного князя Владимира – 28 июля.

Игорь Маркин

Назад