ГОВОРИТЕ ПРО ВАЖНЫЕ ВЕЩИ (с.12 №105, прот. Андрей Ткачёв)

01.01.2022

ГОВОРИТЕ ПРО ВАЖНЫЕ ВЕЩИ

Проблемы взаимопонимания поколений довольно остры, особенно в современной городской среде. Часто мы хотим от детей и подростков того, чего сами в жизни реализовать не сумели, будто видим в них какой-то полигон для отработки наших нереализованных надежд. Ребёнка с малых лет можно затаскать по разным секциям: балет, фехтование, английский язык, компьютерная графика... В результате у него детства просто нет. Кружки, спортивные секции, походы, лекции – всё то, что вы делаете для него, конечно, на пользу. Просто результат – не тот, какого бы вам хотелось, потому что в основе – неверный подход к воспитанию.

К сожалению, среди нас мало тех, кто имеет опыт христианского детства – считанные единицы, быть может. В основном у современных православных нет опыта христианского детства, христианского подросткового периода и христианской юности. Как правило, эти периоды жизни были прожиты нами, нашим старшим и средним поколением без Христа, без церкви, без православного воспитания. Большей частью мы сами пришли к Богу в достаточно зрелом возрасте. Пришли, чтобы с покаянием зализывать наши раны. Притом мы очень хотим, чтобы дети избежали наших ошибок, чтобы они стали ого-го какие! – не то, что мы... Но не знаем, как к этому приступить, и действуем наугад.

Давайте признаем, во-первых, что мы не ведаем, как спасти детей от многих опасностей. Во-вторых, в нашем детстве не было таких угроз, которые существуют в современном мире. Мы живём в информационное время, сегодня дети и подростки погружены в море информации. Не удивительно, что у них падает способность к запоминанию, способность к анализу информации... Они просто плавают в этом информационном море, которое является, на самом деле, скрытым оружием против человека. И нам надо решить хотя бы две задачи: оградить детей от полового растления и от наркотической и алкогольной зависимости.

Потом ребёнку надо дать навыки труда, нужно подготовить его к жизни. Пока мы вокруг него бегаем и прыгаем, за ним ухаживаем, ему хорошо живётся, но потом-то придётся жить самому. Так что нужно учить детей трудиться, нельзя всё делать за них. Мы, сумасшедшие мамаши и папаши, в подавляющем большинстве случаев сами воспитываем детей эгоистами: всё делаем вместо них, боимся их заставить, на них прикрикнуть. Мы опасаемся их чем-либо обязать, хотя при разумном подходе к воспитанию с каждым годом взросления дети должны брать на себя всё большие и большие нагрузки, привыкать к общим семейным заботам. Им следует научиться стирать, гладить, убирать в доме, мыть машину во дворе; они могут почистить отцу обувь, не считая это зазорным. Пусть они, растущие помощники, разбудят родителей утром, всем на завтрак сумеют сварить хотя бы яйца вкрутую – но пока, как правило, приходится нам их будить и делать им чаёк... Мы разбаловали своих детей – попробуйте сказать, что это не так! А потом недоумеваем: как же так, почему он такой? А ему вообще ни до чего дела нет, кроме как найти в гаджете какую-нибудь гадкую картинку и рассматривать её с неотрывным вниманием, свойственным тинейджерскому возрасту.

Но вы-то, почти все, очень трудно живёте. И тащите на себе, закусив удила, как ломовые лошади, телеги со всеми проблемами: квартиры, зарабатывание денег, болезни, неприятности, скорби... А детки растут лентяями, и они так воспитаны нами же. У них полно свободного времени; они не знают, чем бы его занять. Всё заработано и куплено для них родителями, а они сами ничему цены не знают. Как же потом эгоистика православненьким сделать? Какая-то неразрешимая задача получается.

Ребёнок должен понимать, что булка, купленная в магазине – это очень трудная еда. Историю булки надо рассказать ему, сколько труда туда вложено, как это всё появляется – это очень длинная история. Ведь большинство городских детей никогда не задумывается об элементарных вещах. И что из человека может вырасти, если он простейших вещей не понимает? Он возьмёт и бросит на пол хлеб. Ты его шлёпнешь по попе – а он даже не поймёт, за что, что это не просто какой-то ненужный ему кусок, а хлеб, очень трудная пища. И костюмчик его детский – тоже трудная одежда. Маме и папе пришлось много работать, чтобы детку накормить и одеть. Если вовремя не объяснять, то дети этого никогда не поймут. Есть многое, чего маленький человек сам не поймёт, если ему не расскажешь. Надо, надо говорить с детьми о важных вещах. Практически никто из них не подумает, не спросит ни о чём подобном, если об этом не заговоришь. Откуда хлеб берётся, как костюмчик шьётся, почему надо лампочку выключать – всё надо объяснять. Без трудолюбия, без уважения к старшим и к чужому труду не может быть христианина.

И растущему чаду скажите: видишь, вот человек бросил хлеб на пол – и пошёл... Знай, человеку придётся поголодать. Придётся! Нельзя относиться к еде абы как. Сможешь – доешь, не сможешь – птичкам покроши... Хлеб в больших трудах добывается, и когда он в доме есть – это дар Божий. «Коли хлеб на стол, то и стол – Престол. А коли хлеба ни куска, то стол – доска», – таково в народе отношение к хлебу. Вот почему на стол нельзя класть ноги, садиться или ложиться, нельзя танцевать на столе. Потому что стол – это Престол. В древних обычаях всех христианских народов люди целовали стол после того, как вставали после еды. В храме, в алтаре, что бы ни брали мы с Престола – целуем Престол. Крест ли, «Евангелие» берём – целуем Престол. Так же раньше люди стол в доме целовали: ведь на столе хлеб лежал. И они, когда поели – целовали стол и поднимались от еды. А положить ноги на стол, как в Америке заведено – это что-то запредельно наглое, это какой-то сатанизм. Как можно класть ноги туда, где люди едят?! В той же восточной Польше у крестьян до сего дня принято: перво-наперво хозяйка чертит на буханке ножом крест, а потом отрезает первую краюху. Дает её отцу, следующую – старшему сыну, а потом всем остальным по очереди.

Это всё очень важно. Человеку трудно осатанеть, если он понимает элементарные вещи. Если он не плюет в колодец, не кладёт ноги на стол, не смеётся над калекой, делится тем, что заработал, с нуждающимися и нищими, в воскресенье ходит в храм, уважает стариков. Человеку трудно отпасть от Бога, потому что в него изначально вложены важные и очень мощные понятия. Сегодня в этой целлулоидной, в этой картонной-бетонной-пластмассовой-компьютерной цивилизации человек нуждается в том, чтобы в душу вложили самые важные простые вещи. И жизненно необходимо сохранить их. Богословие – потом, сначала – хлеб, вода, деревья, люди, птицы, дети, старики... Вот это всё нужно вложить в душу с малых лет. И понять это всё, принять в себя.

«Кто любит природу, того Бог не оставит» – сказал равноапостольный Косьма Этолийский. Берегите деревья, не ломайте ветки – деревья вас спасут. Гонения будут – вас леса укроют. Голод будет – вас лес накормит. Берегите природу... Это тоже нужно объяснять. Говорить надо про очень важные вещи.

По текстам протоиерея Андрея Ткачёва

Назад