КАК ЗАРЯ ПЕРЕД РАССВЕТОМ (с.4 №105, Игорь Маркин)

01.01.2022

КАК ЗАРЯ ПЕРЕД РАССВЕТОМ

Среди русских подвижников, потрудившихся на ниве взращивания христианской веры, особое место занимает святая равноапостольная княгиня Ольга, день которой Православная Церковь празднует 24 июля.

О дате рождения великой киевской княгини, её происхождении и деяниях во все времена писалось много. Правда, по большому счёту в форме предположений и версий. Удивляться не приходится: события более чем тысячелетней давности зачастую скрыты под огромным пластом времени, полны тайн и загадок.

Точнее всех суть такого явления, как жизнь и подвижничество первой русской женщины, добровольно и осознанно принявшей Православную Веру, определил не наш современник, но древнерусский книжник, так написав об Ольге: «И была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи». Это верно и точно, здесь – суть и квинтэссенция святости равноапостольной Ольги.

Чтобы хотя бы попытаться понять, кем же являлась княгиня Ольга в русском мире, обратимся к отечественным летописям. Летопись – не только скрупулёзная фиксация событий, происходивших «из лета в лето...». Наши предки мыслили глубоко и образно, потому русские летописи полны сравнений, размышлений, анализа и оценки событий. А ещё – символики, которой пронизаны не только тексты, но и заставки-миниатюры. К примеру, изображённый в миниатюре один конный воин означал целую дружину, а единственная башня – город.

Присутствует символика и во многих эпизодах, касающихся жизнеописания великой киевской княгини.

Одним из ключевых моментов в деяниях Ольги является её месть древлянам за убитого мужа князя Игоря. Великий киевский князь погиб во время «полюдья» – сбора дани. В отличие от прежних лет, когда за данью отправлялся княжеский воевода, в роковой для себя год великий князь сам пошёл «в полюдье». Игорь Рюрикович, взяв с древлян дани больше установленной, отправил старшую дружину в Киев, а сам с малой дружиной вернулся и потребовал ещё.

Летопись, кстати, не осуждает князя, а лишь характеризует его словами возмущённых древлян «волком, повадившимся в чужое стадо». Но не жадность и страсть к наживе руководили Игорем – его поведению есть объяснение. Два изнурительных морских похода на Византию заметно подточили ресурсы Руси и требовали пополнения. Древляне это понимали и не противились – они дали, сколько с них запросили. Но умертвили они Игоря не за то, что он взял больше положенного, а за нарушение закона – взяв сверх обговорённого, киевский князь восхотел ещё...

Древляне – могучее племя, ни в чём не уступающее своим соседям, киевским полянам. Самоназвание «древляне» происходит вовсе не оттого, что они жили в лесах (иначе их называли бы «древане» или «лесяне»), но от древней и богатой родовой истории. Такой древней, что тем же полянам и не снилось. К тому же древлянский князь Мал был не пришлый, а абориген, хранитель местной княжеской власти и как минимум – имел не меньше прав на великий стол Руси.

Оставив Ольгу вдовой, древляне предложили ей выйти замуж за своего Мала, что логично и не противоречит понятиям того времени. Дав согласие, Ольга на самом деле решила по-иному.

Летописный рассказ о её мести насквозь символичен. Первое древлянское посольство она велела закопать живьём в заранее вырытой на княжеском дворе яме, второе сожгла в бане. Затем последовало избиение перепившихся древлян во время тризны на кургане Игоря – могила убиенного князя находилась в древлянской земле. Такое поведение Ольги вовсе не образец её хитрости и жестокости, но образно выраженное описание этапов языческого захоронения: положение в курган – сожжение – тризна-поминки.

Отдельно вспомним эпизод последовавших за местью открытых боевых действий, когда Ольга пошла воевать древлян – сожжение их главного города Искоростеня. Согласно летописному повествованию, Ольга, не сумев взять город ни штурмом, ни осадой, пошла на очередную хитрость. Она спросила с осаждённых «малой дани» – по воробью и голубю с дыма, то есть с дома. Древляне обрадовались такой лёгкой дани и доставили Ольге птиц. Ближе к вечеру киевские дружинники привязали к лапкам воробьёв и голубей труты, запалили их и отпустили птиц на волю. Естественно, те полетели к своим деревянным жилищам. Искоростень заполыхал, обезумевшие древляне выскакивали из города, а киевляне их рубили и пленили.

Данный эпизод не уникален, в мировой литературе у него имеются аналоги. В библейской Книге Судей (15:4) говорится, как Самсон при помощи подожжённых у лисиц хвостов сжёг урожай филистимлян, схожие мотивы при взятии одной из крепостей описал датский хронист Саксон Грамматик. То есть не факт, что и эпизод с Искоростенем буквален, но не символичен.

Облачённое в повесть о мести древлянам описание языческого захоронения и обращение к мировой истории вовсе не случайны. Русский мыслитель-летописец тем самым показал, что на Руси с прежним мировоззрением если и не покончено – такого в одночасье просто не бывает – но приходит час новой эры: эры Православного миропонимания.

Своеобразным продолжением является рассказ о добровольном крещении Ольги. Летописное предание об этом эпохальном для Руси событии тоже символично. Крещение Ольги произошло примерно в 957 году в Царьграде, когда она во время своего визита в Константинополь «переклюкала», то есть перехитрила византийского императора Константина VII Багрянородного. Базилевс, очарованный «языческой архонтессой», изрёк, что она достойна царства и предложил ей замужество. На что Ольга возразила: «Как же я, язычница, смогу стать твой женой? Сначала я должна принять святое крещение. Если хочешь, крести меня сам». Император Константин крестил, повторил своё предложение, на что получил ответ: «Как ты хочешь взять меня в жёны, ведь я твоя крестная дщерь?» У христиан такого не водится.

Преданиями об отказе Ольги в супружестве сначала князю Малу, а затем и императору Византии и о её последующем добровольном крещении русский летописец доносит до нас: Русь уходит от языческого мировоззрения, в выборе веры она – правопреемница Византии. О выборе веры конкретнее сказано в эпизоде, связанном с внуком Ольги, великим князем киевским Владимиром Красно Солнышко. Что касается преемственности от Византии – прошло несколько веков, и так впоследствии вышло и выразилось в государственной доктрине: «Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать».

Единственному сыну Ольги, храброму и неистовому воителю князю Святославу не удалось сокрушить Византию, хотя он огнём и мечом прошёл по землям Великой Империи, одолев греков в нескольких сражениях. 22 июля произошла кровопролитная битва у стен крепости Доростол. Во всё еще официально языческой Руси то был день Перуна, и русы всю ночь клали своему богу требы. Однако, как свидетельствуют различные источники, «Бог христиан оказался на стороне греков». Когда наша дружина начала одолевать, внезапный ураган с юга ударил в лицо яростных русов. По свидетельствам тех же имперцев, перед византийцами разъезжал святой Феодор Стратилат и вдохновлял их на победу. Победы не вышло ни у тех, ни у других. Скажем так: обе стороны жаждали прекращения бойни.

Да, русы показали несокрушимость и мощь нашего оружия. В чужой земле Святослав сражался одной лишь дружиной, без обозов и резервов, с превосходящими их по численности закалёнными византийскими легионами. Слава и честь спасены. Мир! Но не победа. Царьград устоял. Святослав показал, что его путь ярок и героичен – но он не приведёт к успеху. Без внутреннего стержня Веры, без вдохновляющей идеи Святослав добился максимума. И всё же был обречён. Святослав, кстати, хотя наотрез и отказался принять христианство, не запрещал креститься другим. Кто знает, возможно, храбрый князь внутренне осознавал, что путь его матери, княгини Ольги, единственно верен. Противника можно победить. Но далеко не всегда получается переубедить. Здесь меч бессилен. Это могла сделать только Православная Вера, краеугольный камень которой заложила именно Ольга.

Согласно очередному преданию, после своего крещения княгиня посетила родные псковские места. Остановившись на левом берегу реки Великой, она увидела, как три солнечных луча сошлись в одной точке на высоком, заросшем лесом, скалистом мысу противоположного берега и сказала: «На этом месте будет храм Пресвятой Троицы и град велик и славен будет». После чего здесь был построен город Псков с первой христианской церковью во имя Святой Троицы.

Сведения о строительстве Ольгой храмов на Руси относятся к поздним летописным вставкам, в более ранних текстах говорится о «постановке христианских крестов» на месте языческих капищ. То были первые шаги, возвещавшие о том, что Русь становится другой. Занималась заря истинного света...

Задумываясь о том, кто продолжит начатое ею великое дело, из своих троих внуков Ольга избрала именно младшего – Владимира. Князя, крестившего Русь. А дата 28 июля – День равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия, стоит совсем рядом с датой, когда празднуют память святой княгини Ольги.

Игорь Маркин

Назад