НАЧАЛО ТРЕТЬЕГО РИМА (с.9 №106)

14.02.2022

НАЧАЛО «ТРЕТЬЕГО РИМА»

Историю развития Московского царства, как и историю Русской Православной Церкви, трудно представить без Софьи Палеолог, или Зои Палеологини – племянницы последнего византийского императора Константина XI Палеолога, Великой Московской княгини, второй супруги Ивана III Великого, горячей ревнительницы Православия. Брачный союз русского государя с православной царевной из Цареградской династии был поистине промыслительным.

В 1467 году овдовел Великий князь Московский Иван III. Его первая жена Мария Борисовна, княжна Тверская, умерла в возрасте двадцати пяти лет, оставив сына-наследника Ивана Молодого. Самому Государю было тогда двадцать семь. До нашего времени дошло чуть более позднее, середины 1470-х, описание внешности Ивана III, сделанное знатным венецианцем Амброджо Контарини, посетившим Москву и удостоенным встречи с князем. По его словам, Иван был «высок, но худощав; вообще он очень красивый человек».

В тот период Ватикан искал союзников, чтобы организовать против турок новый крестовый поход, намереваясь вовлечь в него всю христианскую Европу. Стратегически мыслящий кардинал Виссарион Никейский после падения Второго Рима (Константинополя) обратил свои взоры на северный оплот Православия – Московскую Русь, которая, хотя и находилась под татарским игом, но набирала силу и вскоре могла предстать новой мировой державой. И посоветовал папе Павлу II осуществить монархический союз: выдать Зою Палеологиню за Московского государя. Ватикан с этим браком мог рассчитывать, что Московия примет Флорентийскую унию и подчинится Риму, а также, будучи союзником, отвоюет бывшие владения Византии, взяв часть из них в приданое. Так, по Промыслу Божьему, судьбоносный для России брак был инспирирован Ватиканом.

11 февраля 1469 года в Москву прибыл посол кардинала Виссариона с письмом, где Ивану III предлагалось сочетаться законным браком с Софьей, дочерью деспота Морейского Фомы Ветхословца, чьи владения занимали юго-западную часть полуострова Пелопоннес (там когда-то процветала Спарта, а в XV веке жил знаменитый православный провозвестник Гемист Плетон). После кончины родителей детей Фомы Морейского увезли в Рим и воспитывали католиками. В письме Ивану III упоминалось, что Софья (имя «Зоя» намеренно изменили на «Софья») уже отказала двум женихам – французскому королю и герцогу Медиоланскому, не желая выходить замуж за католика. Посланцы папы, умолчав о том, что Софья приняла католичество, уверили Ивана, что невеста – православная. Они даже предположить не могли, что на самом деле так и было. Ибо, несмотря на пребывание в Риме в среде католиков, девушка по-прежнему придерживалась Православия, и в круг общения её входили афонские старцы, встречи с которыми носили тайный характер. Неудивительно, что византийская красавица старалась под любым предлогом расстроить предлагаемые ей союзы с иноверцами.
Иван III, отмечает «Лицевой летописный свод», «подумав о сем с... митрополитом Филиппом и с матерью своею, и с боярами, той же весной в марте в 20 день послал Ивана Фрязина, ... чтобы посмотреть царевну» и принять решение относительно возможного брака.

Дата рождения Софьи Палеолог известна предположительно – в 1445 году в Мистре. В 1467-м Софья считалась уже зрелой женщиной. Ростом не выше 160 см, с удивительно красивыми выразительными глазами и нежной матовой кожей, что на Руси считалось признаком великолепного здоровья, она была очень привлекательна, а небольшая полнота добавляла ей очарования, и женственности, и стати. Кроме того, византийская принцесса отличалась острым умом. Посол Москвы «пришел к папе, увидел царевну и, о том, с чем послан к папе и кардиналу Виссариону, изложил. Царевна, узнав, что Великий князь и вся земля его в Православной Вере христианской, восхотела за него. Папа же, почтив посла, отпустил его к Великому князю с тем, чтобы отдать за него царевну, но да пришлет он за ней бояр своих».

Переговоры тянулись долго. 1 июня 1472 года в римской базилике святых Петра и Павла, наконец, прошла церемония заочного обручения Софьи Палеолог и Ивана III. Новый Папа Римский Сикст IV, кроме подарков, дал невесте приданое в 6000 дукатов, и 24 июня кортеж Греческой принцессы, сопровождаемой Виссарионом Никейским, выехал из Рима и направился на север Германии в Любек, куда и прибыл 1 сентября. Далее – трудное одиннадцатидневное плавание по Балтийскому морю, потом из Колывани (ныне Таллинн) через Юрьев (ныне Тарту), Псков и Новгород – в Москву. 12 ноября (ст.ст.) 1472 года Софья въехала в Москву, где в день памяти святителя Иоанна Златоуста, небесного покровителя Ивана III, произошла её встреча с Великим князем Московским и венчание с ним.

Софья Палеолог стала Великой княгиней Московской и вернулась в родную Православную Веру, ревнительницей которой оставалась до конца своих дней, что было неприятным сюрпризом для сопровождавших её католических священников. В качестве приданого Софья привезла с собой в Москву не только одежду и драгоценности, но и несколько православных святынь, в том числе византийский чудотворный образ Богоматери «Благодатное Небо». Было в приданом несколько редких православных икон и «костяной трон»: деревянную основу покрывали пластины из слоновой и моржовой кости с библейскими сюжетами. А также много картин, уникальных книг и рукописей, ставших впоследствии основой библиотеки её внука Ивана IV Грозного, поиски которой продолжаются до сих пор. Летописи говорят, что помимо прочих сокровищ в приданое принцессы входило семьдесят подвод старинных рукописей большой ценности.

Начался «русский» период в жизни Софьи. Он был благополучен и плодотворен. В тридцатилетнем браке Палеологини с Великим князем Московским родилось двенадцать детей (четверо умерли во младенчестве). И главное: трудно переоценить зна́чимость того, что в этом союзе Русская Земля обрела достойный статус всемирной Защитницы Православия.

Через три года после венчания Иван III начал строительство нового кафедрального Успенского собора на месте разобранного храма Калиты под руководством знаменитого итальянского зодчего и инженера Аристотеля Фиораванти. Великий князь Московский к тому времени будет именоваться «Государем всея Руси». Возможно, идею подсказала ему супруга с целью подчеркнуть в глазах иноземных визитёров, частенько прибывавших на Русскую Землю, статус Ивана III как Православного Царя, подтверждённый брачным союзом с наследницей византийских императоров. Всячески подчёркивалось, что Русский Государь – защитник Православия и последовательный проводник его на Русской Земле. Сооружение храма длилось менее пяти лет, а вот его архитектурные особенности в дальнейшем будут перенесены на всю Москву, которую и поныне зовут «белокаменной». Масштабное строительство продолжится. На фундаменте старой церкви Благовещения построят Благовещенский собор. Для хранения казны возведут специальные хоромы (впоследствии поименованные «Казённый двор»). Для приёма послов построят каменную «Набережную палату»; для официальных приёмов – «Грановитую палату». Большое количество православных церквей будет капитально отремонтировано, перестроено, возведено и немало новых. В итоге Москва полностью изменила облик, а Кремль превратился из деревянной крепости в украшенный сияющими куполами и колокольными звонами город-замок...

На Руси распространяется учёность, прежде всего – среди священнослужителей и монахов. Изучается греческий, латинский языки, появляются основы отечественного богословия. Последовательно превращая столицу Руси в центр культурного притяжения, привезёнными в Москву преданными учёными греками Софья не ограничится. По её инициативе при Русском дворе сформируется достаточно внушительная группа выходцев из Италии и Греции. Впоследствии многие иностранцы займут влиятельные государственные должности и не единожды будут выполнять важнейшие дипломатические государственные поручения. В Италию русские послы наведывались с завидной регулярностью, но часто в список поставленных задач не входило решение политических вопросов. Они возвращались с другим богатым «уловом»: врачами, архитекторами, ювелирами, мастерами монетного дела и оружейными умельцами, деятельность которых могла способствовать процветанию Москвы. Приезжими рудокопами будет найдена в Печорском крае серебряная и медная руда, что искоренило многовековую зависимость страны в чеканке монеты от импорта серебра – Москва начала чеканить монеты из русского металла...

Инициативы Софьи сосредоточились на укреплении международного положения и повышении престижа Русского государства среди прочих европейских стран. Внешняя парадная атрибутика играла существенную роль в возвышении царя в глазах народа и влияла на отношение к Русскому государству иностранных визитёров. Софья Фоминична об этом прекрасно знала на примере византийских императоров. Пышный дворцовый церемониал, роскошные царские одеяния, богатое убранство двора, новый дипломатический язык, сложный и строгий, появившийся при ней – всего этого не было до поры в Москве. Иван III, будучи уже могучим государем, жил лишь чуть шире и богаче своих бояр. С ближайшими подданными общался просто, ведь некоторые из них происходили, как и сам Великий князь, от Рюрика.

Существует легенда, связанная с рождением Софьей Фоминичной сына Василия III, будущего наследника престола. Согласно ей, во время одного из богомольных походов к Троице-Сергиевой лавре, в селе Клементьево Великой княгине было видение преподобного Сергия Радонежского, который «вверже в недра ея отроча младо мужеска пола».

В брачном союзе Великого Московского князя с наследницей Палеологов возглавляемое Иваном III Православное государство стало политическим и духовным преемником Византии, а окончательное свержение ордынского ига утвердило статус Государя как национального властителя всей Русской Земли, из правительственных актов уходит именование «Иван, Государь и Великий князь» и появляется «Иоанн, Божией милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Пермский, и Югорский, и Болгарский, и иных».

В новом положении преемство от отца и деда как прежний источник владычества дополняется идеей Божественного происхождения царской власти, которая была не чужда и предкам Ивана III, хотя ни один из них не выражал её настолько твёрдо и убедительно. На предложение германского императора Фридриха III наградить царя Ивана королевским титулом последний ответит: «Мы Божией милостью Государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога», указывая, что в подтверждении своей власти европейскими владыками не нуждается.

Для визуальной иллюстрации преемничества павшего под османами дома византийских императоров Русью будет найдено и наглядное выражение: с конца XV века, в период супружества Ивана III и Софьи Палеолог, на царской печати появится византийский герб – двуглавый орёл. Уже тогда были заложены основы для формирования концепции «Москва – третий Рим».

Усилиями Софьи Фоминичны Русь начинает выходить из-под влияния Орды. Она была настоящей владычицей, видевшей пути решения многих политических проблем, она прекрасно разбиралась в человеческой психологии, умела убеждать и настаивать на своём. Так, в 1474 году Иван III по совету жены выкупает половину Ростовского княжества и делает своим союзником крымского хана Менгли-Гирея. А в 1477-м Софья заявляет татарскому хану, что ей было знамение – построить храм святому Николаю на том месте в Кремле, где расположено жильё ханских наместников, в чьи функции входил сбор ясака и контроль за действиями московского государя. Из Кремля наместников выселяют... Через два года, в 1480 году, по настоянию супруги Иван III выезжает с русским войском к реке Угре против татар. Стояние на Угре не закончилось боем, но положило конец игу.

В период супружества Ивана III и Софьи Палеолог появляются первые подробные записки иностранцев о Руси, контрастировавшие с привычными представлениями о Московии как о диком «медвежьем» крае, где царят грубые нравы. Так, венецианский купец, дипломат и путешественник Иосафат Барбаро поражался благосостоянию русских городов, «обильных хлебом, мясом, мёдом и другими полезными вещами», а венецианский государственный деятель Амброджо Контарини отмечал красоту русских людей, причём как женщин, так и мужчин. А нидерландский писатель Альберто Кампензе в отчёте для Папы Климента VII пишет о прекрасно поставленной московитами пограничной службе, о запрете продавать спиртное в любой кроме праздничных дней, но больше всего его покоряет нравственность русских: «Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением, – пишет Кампензе. – Прелюбодеяние, насилие и публичное распутство также весьма редки. Противоестественные пороки совершенно неизвестны, а о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно».

Брак Ивана III и Софьи Палеолог стал, пожалуй, одним из самых исторически значимых супружеских союзов и послужил укреплению Веры Православной.

По сайтам: www.russian7.ru;
www.russkiymir.ru; www.cirillitsa.ru;
www.pravoslavie.ru; www.biographe.ru;
www.skurlatov.livejournal.com

Назад