ИЗБЕГАЯ СУЕТЫ МИРА (с.6 N107, Игорь Маркин)

02.05.2022

ИЗБЕГАЯ СУЕТЫ МИРА
О преподобном Косме Яхромском и святителе Митрофане Воронежском

Мирское имя основателя Свято-Успенского монастыря преподобного Космы Яхромского неизвестно. В самом первом его житии, составленном в середине XVI века суздальским агиографом Григорием и расширенном в поздних списках, только и говорится, что он был сыном боярина или дворянина из Владимирского княжества. Когда Косма был подростком, их семья порядком обеднела, и, по обычаю того времени, его отдали на воспитание соседу-помещику из рода бояр Секериных. На воспитание отдавали, как правило, к людям состоятельным.
Поместье Секерина находилось там же, на Владимирской земле, в селе Зернове, в котором помещик и проживал. А поскольку Секерин называется в житии соседом родителей Космы, то очевидно, и будущий подвижник – выходец из тех же краёв. К слову, именно недалеко от поместья Секериных преподобный Косма впоследствии и основал монастырь.

Случилось так, что Секерина постигла тяжёлая болезнь, и юный Косма стал читать ему православные книги, тем самым укрепляя того в надежде на исцеление. То ли чтение вслух у постели больного было данью уважения тому со стороны юного выходца из обедневшего дворянского рода, то ли сам помещик не владел грамотой, неизвестно. Чрезвычайно желая выздороветь, боярин Секерин не только слушал богоспасительные книги, но и вместе со своим воспитанником путешествовал по разным городам и весям, вместе с ним молился в монастырях и храмах. Однако до поры до времени всё было тщетно – злая болезнь не отступала.

Однажды летним днём они остановились отдохнуть на берегу реки Яхромы. Чувствуя слабость, больной Секерин прилёг и уснул в тени развесистого дерева, отрок расположился рядом. Вдруг необычный яркий свет засиял прямо в густой зелени над путниками. Косма в изумлении поднял голову – и его взору предстала укрытая ветвями икона Пресвятой Богородицы. Неземной глас раздался от чудного образа, повелев Косме стать иноком и основать в этом месте монастырь. Поражённый отрок снял с ветвей икону, поднес её к своему болящему господину – и Секерин тотчас исцелился. Косма проводил выздоровевшего помещика в его имение, а сам пешком отправился в Киевские Печеры, где впоследствии и принял постриг.

Уже будучи монахом, по внушению свыше Косма с явленной ему на реке Яхроме иконой Богоматери вновь отправился на родную Владимирщину – именно в те места, где ему явилась Богородица. Там он с помощью местных жителей воздвиг Успенскую церковь и оставил в ней чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Это и дало начало будущей славной обители. Постепенно из разных мест к преподобному стала собираться братия, и через некоторое время здесь образовался монастырь, который православный народ сегодня знает как Свято-Успенский Космин Яхромской монастырь у села Небылое. Игуменом иноки выбрали преподобного Косму. Глубоко смиренный преподобный Косма любил безмолвие, избегал мирской славы и земной суеты, его жизнь, всецело посвящённая Господу, не имела внешне поражающих подвигов. Но горячая молитва за всех живущих и богоугодная жизнь сподобила Косму помогать нуждающимся даром исцеления. Правда, при жизни преподобного Космы летопись в монастыре не велась, но в одном из поздних изданий его жития записаны два случая исцеления по молитвам уже у гробницы его: страдавшего «исступлением ума» жителя деревни Зерново и сына одного из монастырских трудников расслабленного отрока Стефана.

Со временем слава о Яхромском подвижнике – основателе монастыря на Владимирской земле – дошла даже до Великого князя Московского Ивана.

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, явленный преподобному Косме в юности, почитался в обустроенной им обители как икона Богородицы «Яхромская» наряду с храмовым престольным образом «Успения Богородицы». Этим древним монастырским святыням приезжал поклониться православный народ, в том числе духовные иерархи и светские владыки. В XVII столетии при царе Алексее Михайловиче «чудотворный медный литой» образ Пресвятой Богородицы из Космина монастыря был взят в Москву.
Приснодева Мария не оставляла Свято-Успенскую обитель своей милостью: более четырёх столетий монахи обители вели здесь тихую и мирную жизнь, Словом Божиим просвещая окрестные селения и вознося сердечные молитвы Господу о спасении мира.

На закате своего жизненного пути Яхромской старец оставил игуменство, но продолжил жить в монастыре. Скончался преподобный Косма в глубокой старости 3 марта (18 февраля ст.ст.) 1492 года и был погребён в основанной им обители. По кончине святого Космы братия продолжала следовать примеру своего наставника, по неписаным заветам «тихого и безмолвного жития» местночтимого подвижника сохраняя весь строй молитвенной жизни в основанной им маленькой, скрытой в лесах обители. Память Косме Яхромскому, помимо 3 марта, стали также творить и 14 октября, в день празднования иконы Божией Матери «Яхромская».

Мощи святого Космы были положены под спудом в монастырском Успенском храме у южного входа. Позже святые мощи покрыли шитым серебром и золотом покровом с образом преподобного. В позапрошлом веке этот покров почитался как самостоятельная икона Космы Яхромского и находился в Никольской церкви того же монастыря. Ещё до 1917 года как выдающееся произведение древности шитый образ отправили в епархиальный музей – Древлехранилище Братства Александра Невского во Владимире, а после революции он поступил во Владимирский краеведческий музей.

Составленная в начале прошлого века опись древних предметов Космина монастыря первой назвала «чудотворную икону Успения Божией Матери» XVI века в серебряном позолоченном окладе. Этот чудотворный образ был вставлен в более позднюю икону с живописными изображениями преподобного Космы и святителя Митрофана Воронежского. Подлинной святыни Косминой обители – храмового образа Успения – не сохранилось, но, к счастью, до наших дней дошли её списки.

Изображение на иконе рядом с преподобным Космой святителя Митрофана Воронежского совсем не случайно и не только потому, что будущий первый Воронежский епископ Митрофан появился на свет тоже на Владимирской земле. Связь его именно со Свято-Успенским Косминым Яхромским монастырём самая непосредственная. В 1665 году основанная Космой Яхромским обитель не имела своего настоятеля. И после обращения братии её к духовному начальству с просьбой об игумене, в Успенский монастырь был направлен уже известный своей строгой монашеской жизнью инок Митрофан из Золотниковского монастыря, что находился в Суздальском крае. Прибыв в Космин монастырь, инок Митрофан был рукоположен вскоре в игумены Яхромской обители. Во время настоятельства Митрофана в Свято-Успенском Яхромском монастыре построили новый Спасский храм и снабдили его всей необходимой церковной утварью. Как и первый настоятель Свято-Успенского монастыря преподобный Косма, игумен Митрофан вёл строгую подвижническую жизнь и, являясь редким молитвенником, продолжил в обители традиции сосредоточенной духовной монашеской жизни, заложенные устроителем монастыря Космой Яхромским.

Игорь Маркин

Назад