ПОПРОСИ НИКОЛУ (с.14 №109, И. Калинский)

03.01.2023

ПОПРОСИ НИКОЛУ...

6/19 декабря празднуем память Святителя Николая Чудотворца, Угодника Божия (270-345 гг.).

Нет в нашей стране ни одного храма, ни одной благочестивой семьи, где на почётном месте не оказалось бы иконы святителя Николая. Провинциальный архиерей из Малой Азии так тронул таинственную славянскую душу, что стал отцом-покровителем далёкой необъятной России.

Удивительно откликнулось русскому слуху название городка Миры, в котором святитель был епископом. Здесь и миро – священное благовоние, крестопомазанием которого сообщаются благодатные дары Святаго Духа и выходящему из купели крещения христианину, и царю, венчаемому на царство, и престолам и антиминсам храмов. Здесь и душистое миро, истекающее от чудотворных икон или мощей прославленных святых. Это и мир как состояние души, и мир как вселенная; здесь и производное мирянин – человек, не имеющий сана, но мирно, благопристойно, по церковным законам живущий в миру...

Родился будущий святитель в портовом городе Патары, который имел большое стратегическое и торговое значение (ныне – в пределах Турции). Назидаемый благочестивыми родителями, достойно провёл детские годы, с юных лет посвятил себя Церкви и стал впоследствии архиепископом Мир Ликийских (отсюда и его наименование – Мирликийский), там был и погребён. Он отличался скромностью и простотой; трудился, постился, молился; помогал всем – богатым и бедным, старым и юным, больным и здоровым и, самое главное, исцелял страждущих от греховных язв. В глубокой старости мирно отошёл ко Господу, но не оставил своим попечением весь христианский мир.

Ему молятся о воспитании детей, о мире в семье, об избавлении от нищеты и бедности, об отвращении блудных помыслов или посягательств, о паломниках, моряках и путешествующих, об избавлении от уз или от смерти, об укреплении и чистоте православной веры... Нет такой ситуации, в которой Николай Чудотворец не помог бы страждущим.

В последней четверти XI века турки-мусульмане часто стали опустошать эти области Византии, угроза нависла и над великой общехристианской святыней – мощами святителя Николая. И купцы из Италии, среди которых было много греков, в 1087 году, спасая святые мощи, похитили их, на корабле перевезли благоухающую миром святыню в город Бари на юго-востоке Италии и поместили в храме святого Стефана. Через год для них был построен специальный храм, где мощи Николая Чудотворца находятся и по сей день, собирая к себе множество паломников со всего мира.

О степени почитания русским народом святителя Николая можно судить по тому, что Русская Церковь положила ему по четвергам и каждую неделю особую службу наряду с апостолами. Русские люди издревле с особенным усердием чествовали святого Николая и чаще, чем к другим святым, обращались к нему с молитвою. В Ипатьевской летописи, к примеру, читаем: «Нача посылати Михаил и Изяслав грозыча: дай нашу братью, или придем на тя войною. Данилови же молящюся Богу и святому архиерею Николе, иже каза чюдо свое». В древности наши калики перехожие в одном из своих стихов поют про святого Николая, что он Богом силен, он всем помощник. В «Сказании о святых» Николаю Чудотворцу приводится особая молитва о заступлении от всяких бед и несчастий. Исстари ни одному угоднику в Православной Руси не воздвигалось столько храмов и приделов, как святому Николаю. Александр Гуагнин Веронский, путешествовавший по России в XVI веке, замечал, что русские, между святыми особенно почитая святого Николая, во имя его воздвигают особенные храмы и рассказывают о нём много чудесного. Иностранный путешественник говорил, что у русских святой Николай считается патроном (покровителем) их Отечества. Русский народ исстари привязан к самому имени святого Николая; оно составляет доселе одно из самых употребительных имён, какими только привыкли называть себя русские. Образ Николая Угодника можно встретить почти во всех православных русских домах. Пред ним русский человек молился о помощи во всех более или менее трудных обстоятельствах своей жизни, а всеобщее поклонение Николаю Чудотворцу среди русских людей в значительной степени объяснялось его душевными качествами, в которых наши предки находили много сходного с народным русским характером.

Открытое заявление Николая Чудотворца в защиту угнетаемой невинности, решительное и смелое заступничество за неправедно осуждаемых и гонимых, каким отличался святитель Мирликийский во время своей жизни, – все эти качества особенно как-то идут к характеру открытой, смелой и доброй русской натуры. Такие особенности личного характера чудотворца, без всякого сомнения, делали образ этого угодника Божия особенно привлекательным и достойным уважения в глазах русского народа: они-то, между прочим, кажется, и дали возможность стать русскому люду в особенно короткие отношения к этому святителю. Насколько в этом последнем случае русский человек представляется простодушным и чистосердечным в обращении с Николаем Чудотворцем, лучшим доказательством тому служат (кроме вышеприведённых уже народных пословиц) народные легенды об этом угоднике. Например, легенда о купце Садко и святом Николае Можайском, повесть о покровительстве одному крестьянину святым чудотворцем Николаем и о его соперничестве в этом деле со святым Илиею Пророком, и т.д.

Святитель Николай почитался в России не только заступником от всех бед и несчастий вообще, но ещё, в частности, хранителем на водах, и в «Сказании о святых» ему полагалась особая молитва об охранении на водах. Русская Церковь в своих песнопениях в честь святого Николая величает его спутником путешествующих и на море сущим правителем. Русские мореходы почти всегда имели икону этого угодника и в случае опасности выносили её на палубу, умоляя его об избавлении от кораблекрушения и бури. Очевидно, что основанием для этого верования послужили чудеса святого Николая, которыми прославился этот угодник на море.

«Четьи-Минеи» повествуют, что однажды корабль, на котором плыл в Палестину святитель Николай поклониться святым местам, подвергался опасности от бурных волн на море. Но когда угодник Божий помолился о спасении, буря утихла, и корабль благополучно прибыл к месту своего следования. Исполнив свой обет в Палестине, архиепископ на том же корабле намерен был отправиться на родину, но корабельщики, обещав привезти его в Ликию, направили судно в другую сторону. Неожиданно по молитве святителя Николая поднялась буря, и корабль, вопреки усилиям корабельщиков, отнесло к берегам Ликии. В другой раз какой-то корабль на пути в ликийские страны застигнут был сильною бурею, которая угрожала кораблекрушением. Корабельщики по слуху о святом Николае как помощнике всем несчастным на водах вспомянули великого чудотворца в молитве, и он, явившись на корабль, сам встал у руля его и запретил бушевать ветру по морю.

Ко дню 6 декабря (ст.ст.) в честь святого Николая приурочены были в старину так называемые братчины – общественные трапезы в складчину. Эти трезвые застолья – исконная русская традиция. О братчинах встречаются частые упоминания в летописях и в других древних наших памятниках, а братчины, совершавшиеся на празднике святого Николая, получили название Николыцины. С особою торжественностью в старину совершались Николыцины во время храмового праздника в честь святителя Николая. Тогда наши предки собирались в церковь, служили святому Николаю молебны, ставили сообща этому угоднику большую свечу, а заключали свои приходские собрания угощениями и веселием.

В сельскохозяйственном быту день Николая Угодника служил сроком для разного рода сделок, платежей и других хозяйственных договоров. Наконец, русские крестьяне с днём Николая Чудотворца связывали следующие, основанные на наблюдении приметы о погоде и состоянии зимы: «Никола загвоздит, что Егорий намостит»; «Хвали зиму после Николина дня»; «Первые морозы – Никольские»; «Иней на Николу – к урожаю». Особое доверительное отношение к святому чудотворцу Николаю хранят народные пословицы: «Нет на нас поборника супротив Николы», «Попроси Николу, и он скажет Спасу», и др.

Празднование памяти святителя Николая Чудотворца совершается 6/19 декабря и 9/22 мая (перенесение мощей в 1087).

По тексту Ивана Калинского

Назад