ПРИНЯВШИЙ СВОЮ ГОЛГОФУ (с.18 №110, Игорь Маркин)

25.02.2023

ПРИНЯВШИЙ СВОЮ ГОЛГОФУ

1 января 1848 года в небольшом селе Малые Моршки, что затерялось в Тамбовских степях, в семье местного священника Никифора Богоявленского родился ребёнок, мальчик, которого во святом крещении нарекли именем Василий.

Каждому человеку, явившемуся в этот мир, суждено пройти свой путь. У всех без исключения он разный – на то мы и создания Божии, которым Господь даровал свободу выбора. И от каждого из нас во многом зависит, каким путём мы пойдём и как пройдем его. Василий Богоявленский прошел дорогой подвижника, и на день нынешний в православном мире он известен как священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий.

Воспитываясь в сельской обстановке, Василий с малых лет стремился познать жизнь простых людей, его чуткая и ранимая душа остро воспринимала человеческие страдания. Такое неравнодушие и желание быть ближе к народу стало в дальнейшем характерной чертой пастырской деятельности Богоявленского.

По сложившейся традиции, как сын священника, Василий готовился со временем тоже принять сан. В Тамбове он сначала окончил духовное училище, потом семинарию, затем поступил в Киевскую Духовную академию, из древних стен которой вышел в 1874 году со степенью кандидата богословия и получил место преподавателя в Тамбовской семинарии. Покидая Киев, не знал и не ведал молодой наставник, что минуют годы – и его земная дорога завершится в «матери городов русских»...

Как преподаватель Тамбовской семинарии Василий Богоявленский оставил по себе добрую память. Он обрёл семью, в браке родился ребёнок. Но впереди его ждали новые назначения. В последний день января 1882 года Василия Никифоровича рукоположили во пресвитера в Покровском храме города Козлова, ныне Мичуринска. В этот период своего служения Богоявленский проявил недюжинные административные способности, стяжав притом любовь и уважение у народа. Однако никто, кроме Господа, не знает, что уготовано нам в дальнейшем.

Случилось так, что жена Богоявленского и их единственный ребёнок погибли. Личная трагедия не сломила молодого священника, он не впал в скорбь и уныние, но, напротив, усмотрел в смерти своих близких Промысл Божий. Василий решил искать спасения души в тамбовском Казанском монастыре. В феврале 1886 года он принял иноческий постриг с именем Владимира, и вскоре его назначили настоятелем Троицкого Козловского монастыря, а уже осенью в сане архимандрита он приехал в Великий Новгород, чтобы стать настоятелем местной Антониевой обители.

Летом 1888 года в Александро-Невской Лавре митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский) рукоположил уроженца тамбовщины во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Пребывая на древней новгородской земле, преосвященный Владимир проявлял заботу об устроении церковноприходской жизни, уделял особое внимание духовно-нравственному просвещению мирян. Его прочувствованные проповеди собирали огромное количество слушателей и производили на них неотразимое впечатление. При поддержке Богоявленского получили развитие только-только начинавшие вводиться в церковную жизнь внебогослужебные беседы священников с паствой.

19 января 1891 года викарий Владимир был назначен на Самарскую кафедру. О времени, проведённом в славном волжском городе, он всегда вспоминал с душевной теплотой. Хотя, порой, приходилось весьма нелегко. В конце XIX века губернию поразила эпидемия холеры. Митрополит Казанский и Свияжский Серафим (Александров) вспоминал, что Владыка Владимир «для блага народного в известные холерные бунты, когда власть терялась, первый пошёл к народу с крестом в руках». В тяжёлую для народа минуту он стал крепкой нравственной опорой прихожан. При энергичной деятельности его был учреждён епархиальный комитет взаимопомощи и организован сбор пожертвований пострадавшим, устраивались бесплатные столовые и чайные для голодающих, через духовенство распространялись средства борьбы с холерой. Святитель повсюду стремился быть вместе с паствой. На холерном кладбище он совершал панихиды о почивших, служил на городских площадях молебны об избавлении от бедствия, уповая на Господа, без страха и сомнения посещал холерные бараки.

С октября 1892 года в течение шести лет Владимир (Богоявленский) управлял Грузинским Экзархатом в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского. Учитывая всю сложность в просвещении многонационального населения региона, он много трудился над духовным укреплением и распространением Православной Веры на Кавказе. Совершая поездки по епархии, святитель проповедью и своей благочестивой жизнью возвещал клиру и мирянам Слово Божие. В результате его неутомимых трудов по всей Грузии строили новые и возобновляли старинные храмы, открылось свыше трёхсот церковноприходских школ, а в Кутаиси распахнула свои двери Духовная семинария.

С 21 февраля 1898 года Владыка Владимир – митрополит Московский и Коломенский. На кафедре великих святителей Московских во всей полноте раскрылись его разносторонние дарования. Он организует просветительские курсы, общеобразовательные чтения для рабочих и публичные богословские чтения для интеллигенции, устраивает благотворительные общества, богадельни и приюты. Будучи духовным руководителем Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, митрополит Владимир помог ей основать в Москве ставшую впоследствии знаменитой Марфо-Мариинскую обитель.

Вспоминая о служении митрополита Владимира в Москве, один из его современников писал: «Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный, Владыка Владимир привлёк сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены 1904-1905 годов, когда немногие оставались верными долгу и присяге, твёрдыми в защите Православной Церкви».

В ноябре 1912 года Высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав Первенствующего члена Святейшего Синода. Святейший Патриарх Тихон позднее так говорил о деятельности Владыки Владимира в тот период: «Он был верен канонам Святой Православной Церкви, безбоязненно, честно и благородно исповедовал эту снедающую его ревность перед всеми, какими бы последствиями это не сопровождалось».

Три года управления Санкт-Петербургской епархией оказались очень трудными: в столице Российской империи усиливалось влияние «распутинщины», гибельность проникновения которой в церковные и государственные дела ощущалась всё больше. За открытое неприятие Григория Распутина Владыка впал в немилость и в ноябре 1915 года был переведен в Киев.

Октябрьская революция 1917 года вызвала нестроения в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской Церкви. Выступая против переустройства в жизни епархии и неканонических действий по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в чистоте Православия. В адрес его высказывались оскорбления и угрозы, однако он, предвидя свою Голгофу, оставался непреклонен.

Когда в Малороссии забушевала Гражданская война, в Киеве начались страшные грабежи и насилия, осквернялись монастыри, храмы, святыни Киево-Печерской Лавры. Находившийся в то время в Одессе русский писатель И.А. Бунин в своих дневниковых записях отмечал: «Бунт киевский... «левые» все «эксцессы» валят на старый режим, ...матросы носят на голой груди бриллиантовые кулоны, ...холера давит, как туча. В этом мире, мире поголовного хама и зверя, мне ничего не нужно». Не приняв душой и сердцем происходящее, Иван Алексеевич покинул полыхающую в раздорах Россию. Митрополит Владимир, невольный участник тех же, что и знаменитый писатель, событий, понёс свой крест до конца.

25 января 1918 года толпа черни, потрясая оружием, ворвалась в покои митрополита Владимира. После истязаний священника вывели за стены Лавры и расстреляли. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит». Позднее иноки отыскали его изувеченное тело с множеством колотых и огнестрельных ран.

Кончина Владыки Владимира явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь, во время которых большое число клириков и мирян приняло мученические венцы, не щадя души своей, свидетельствуя о Вере Христовой «даже до смерти» [Откр. 12, 11].

Честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, были обретены летом 1992 года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Память священномученика Владимира празднуется 7 февраля нового стиля, а также в день Собора новомучеников и исповедников Российских.

Игорь Маркин

Назад