О РАЕ РУССКОЙ ДУШИ (с.6 №110, преп. Иустин Челийский)

25.02.2023

О РАЕ РУССКОЙ ДУШИ

2 января – день памяти праведного Иоанна Кронштадтского. «О Рае русской души» – так озаглавлены размышления о нём сербского преподобного Иустина Челийского (Поповича), который преклонялся перед нашим великим святым. Публикуем этот текст в сокращении.
* * *

Человек – единственное существо во всех мирах, простёртое от ада до Рая. Все его пути ведут либо в Рай, либо в ад. При этом человек всегда – вечное существо, хочет он этого или нет. Сквозь всё, принадлежащее ему, струится некая загадочная вечность. Когда он делает какое бы то ни было добро – человек вечен, потому что любое добро своим внутренним нервом связано с вечным Божественным Добром. И когда он делает какое бы то ни было зло – человек тоже вечен, ибо всякое зло своей таинственной сущностью связано с вечным дьявольским злом. То есть эта вечность может быть двояка: добрая или злая, Божия или дьявольская. Человеку оставлена свобода выбирать между этими двумя бессмертиями, между двумя вечностями.

Начинается человеческое бессмертие от зачатия человека в материнской утробе. А когда начинается человеческий Рай или ад? Со свободного выбора человеком Божественного Добра или дьявольского зла, Бога или дьявола. И Рай, и ад человеческий начинаются здесь, на земле, чтобы после смерти продолжиться в ином мире. Спаситель определённо и ясно говорит о вечной жизни и праведника, и грешника: праведника – в Раю, а грешника – в аду. Человеку дана бессмертная творческая сила – сотворить для себя такую вечность, какую он захочет. В этом – страшная величественность человеческого существа, его проклятие и его благословение. Дивно и страшно быть человеком, потому что человек во всём вечен. Вечен он и телом своим, ибо и оно воскреснет в день Страшного Суда.
* * *

Рай есть чувство Бога. Если человек чувствует в себе Бога, он уже в Раю: где Бог, там и Царство Божие, там и Рай. С тех пор, как Бог-Слово сошёл на землю и стал человеком, Рай стал земной и человеческой реальностью. Ибо где Господь Христос – там и Рай. Если человек хочет почувствовать, что́ такое Рай, пусть исполнит свою душу евангельским добром и любовью, евангельской истиной, молитвой и иными евангельскими добродетелями.

Ад есть чувство дьявола. Если человек чувствует в себе дьявола, он уже в аду. Ибо там, где дьявол, там и ад. Впереди дьявола всегда идут грехи, а за ними – ад. Каждый грех источает в душу немного зла, и оно сразу образует там свой малый ад. Если человек умножает грехи, привыкает к ним, его малый ад постепенно превращается во всё больший и больший, пока не захватит всю душу. Там, где царствует грех, уже начинается ад.

И человеческое добро, и человеческое зло на земле – только подготовка для вечной жизни или в Царстве Божьего Добра – в Раю, или в царстве вечного дьявольского зла – во аде.
* * *

У русской души есть свой Рай и свой ад, она мечется между чёрным адом и светлым Раем. Нет ада более страшного и Рая более дивного, чем в русской душе. Ни один человек не падает так глубоко, как может пасть русский человек; но и ни один человек, кроме русского, не достигает таких поразительных высот, что выше и светлее всяких вершин. История свидетельствует: русская душа – самое драматическое поприще, на котором беспощадно борются ангелы и бесы; за русскую душу бьются Бог и сатана. Святой человек есть возвращённый Рай, потому что это душа, что отнята у греха, смерти и дьявола – и соединена с Богом, с Его Святостью и Вечностью. Евангельская Истина восстанавливает Рай в человеческой душе; а где ещё евангельские добродетели так живы, деятельны и бессмертны, как во христоносцах? Поэтому они – Христов Рай на земле.

Где находится Рай русской души? Вот он, в святых русских, они представляют его – богоносцы и христоносцы Земли Русской, русские святые: от святого Владимира до патриарха Тихона исповедника. Огромен, чудесен, бесконечен Рай русской души, ибо огромна, чудесна и бесконечна святость русских святых! Она в Сергии Радонежском и Митрофане Воронежском, в Филиппе Московском и Владимире Киевском, в Серафиме Саровском и Иоанне Кронштадтском – в каждом подвижнике, мученике и исповеднике, в каждом праведнике Русской Земли. Дивен Бог в русских святых!
В наступившие новые времена измученная русская душа обрела свой совершенный Рай в лице святого праведного Иоанна Кронштадского, своими подвигами вселившего в себя Господа Христа, а с Ним – и весь Рай. По апостольскому опыту, «не я живу, но живёт во мне Христос» [Гал. 2, 20]. Живёт Он в человеке через Богочеловеческие добродетели: они, проникая в душу, вытесняют из неё грех, зло, смерть, а воцаряют в ней – добро, любовь, Истину, бессмертие и Бога.

Да, святой Иоанн Кронштадский – Рай для русской души. Пронесите свою мысль сквозь его святую мысль; погрузите свои чувства в его святые чувства; коснитесь сердцем своим его святого сердца. Его евангельское милосердие, его евангельская кротость и любовь – не есть ли вечный Рай и вечная радость для души?

Второе название Рая – Царство Божие. Святой подвижник кронштадтский говорит: «Когда Бог будет во всех мыслях, желаниях, намерениях, словах и делах человека, тогда приходит, значит, к нему Царствие Божие; он во всём видит тогда Бога: в мире мысли, в мире деятельности и в мире вещественном». Наш мир был когда-то Раем, люди добровольно превратили его в ад. Святые восстанавливают Рай силой своей чудотворной святости. Иоанн Кронштадтский всю жизнь делал это: сперва в своей душе восстановил Рай, а затем своей святой жизнью восстанавливал его в людях вокруг себя – и там, где был кронштадтский христоносец, земля превращалась в Рай; оттуда убегало зло, и туда вселялось добро.

Бесчисленны чудеса Кронштадтского чудотворца. Вспомните: он исцелил бесноватого, который очень напоминал Гадаринского бесноватого. Он бесноватую женщину исцелил властными евангельскими словами: «Изыди вон!» – то есть исцелил человека, в которого, очевидно, вселился дьявол... Безумие – страшное проклятие, которое грех навлекает на человеческую природу. Исцеление от безумия – разве это не возвращение человека в состояние его до падения, в райское состояние? Достаточно было святому Иоанну помолиться Богу, чтобы злой дух безумия оставил человека...

Творимые им евангельские чудеса одно удивительнее другого. Они как будто перенесены из Евангелия в наше время. Вот святой чудотворец издалека исцеляет сына, отцу которого он говорит: «Иди, сын твой здоров». В другом чуде участвовал отец больной дочери. Его дочь святой исцелил на расстоянии, сказав отцу: «Да будет вам по вере вашей». Чудотворная сила кронштадтского молитвенника поистине равна апостольской. Не только сам он исцеляет от различных болезней, но то же делает и его одежда. Так, в Белграде несколько лет тому назад его шейный платок исцелил одну женщину от безумия – свидетели этого среди нас. Не напоминает ли это Деяния апостолов, где говорится о чудесах, совершённых головным платком апостола Павла?

Во многом Иоанн Кронштадтский напоминает Николая Чудотворца. Потому что и он во время земной жизни являлся на расстоянии и исцелял от разных болезней: сумасшествия, дифтерита, немоты. Православным не надо возвращаться на две тысячи лет назад, чтобы увидеть евангельские чудеса: вот они, Кронштадтский апостол творит их на наших глазах. Он даже мёртвое дитя воскрешает! Разве это не евангельское чудо? Разве не проявляется здесь Божественная Сила, которую Спаситель давал и даёт своим апостолам-последователям, заповедав им: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте» [Мф. 10, 8]?

Тайна такого апостольского чудотворения и силы – в лично пережитом Евангелии. Кронштадтский подвижник омилостивил себя евангельским милосердием, смирил евангельской молитвенностью, олюботворил евангельской любовью, освятил евангельской святостью. И так исполнил себя той Божественной Силой, которой не может противиться ни грех, ни смерть, ни дьявол.

Невозможно надивиться величию этого подвижника Земли Русской. Он – ходячее Евангелие. Тот, кто имеет глаза, может видеть в этом новом Кронштадтском апостоле всю силу и всемогущество Православия. Тот, кто имеет уши, может слышать, как Бог и сегодня через него проповедует Своё вечное Евангелие.

В праведном Иоанне Кронштадтском осуществлён идеал христианина: обо́жение. А в обожении – спасение. По святому апостолу Павлу, призвание христианина – стать святым, и если мы христиане, то мы – кандидаты в святые. Различие между нами и святыми состоит не в природе человека, а в воле и решимости. Ко святому Иоанну Кронштадтскому неодолимо влекутся все живые сердца и пробудившиеся совести.

Этот праведник имел то «милующее сердце», о котором так трогательно говорил святой Исаак Сирин. Движимый евангельским милосердием, Иоанн Кронштадтский раздавал нищим всё, что имел, иногда даже плащ и обувь, раздетым и разутым возвращаясь домой. Эту великую сострадательность он получал благодаря своей непрестанной молитве. Можно смело утверждать: он жил и дышал молитвой. На вопрос, как он проводит свободное время, святой отвечал: «Я молюсь, я постоянно молюсь. Я просто не понимаю, как можно проводить время без молитвы. Поистине, молитва – дыхание душ».
* * *

То, что действительно для русской, действительно и для сербской, и для любой человеческой души: только ведо́мые святыми люди могут спастись от ада и войти в Рай вечной жизни Христовой. Душа восстанавливает в себе Рай, общаясь со святыми и живя в молитвенном единении с ними. Святые вытесняют из неё грехи, пороки и страсти, которые делают душу адом – и исполняют её Божественной Истиной, любовью и правдой, превращая её в Рай.

Горький вопрос современности: как русская душа может возвратить свой утраченный Рай? Пусть со всеми своими болями, проблемами, бедами, ранами доверится она святому Кронштадтскому апостолу, его наставлениям и молитвам, чтобы праведный Иоанн-христоносец провёл её через хаос современности к вечной Христовой Истине. Есть ли такая проблема, которая не нашла бы в нём своего райского, окончательного, вечного решения? Есть ли такая трудная, трагическая мысль, такое мучительное и тяжкое чувство, которое не нашло бы в нём райского преображения и просветления?

Праведный Иоанн Кронштадтский – это райский выход для русской души из всех её трудностей, ибо жизнь святого подвижника – свидетельство того, как человек создаёт свой вечный Рай в себе и вокруг себя.

Преподобный Иустин Челийский (Попович)

Назад