ТВЕРДЫНЯ РУССКОЙ НАРОДНОСТИ (с.6 №111)

24.03.2023

ТВЕРДЫНЯ РУССКОЙ НАРОДНОСТИ

В Санкт-Петербургском Государственном музее истории религии среди прочих экспонатов есть необычное полотно – это уменьшенная копия картины с названием «Дни отмщения постиго́ша нас... покаемся, да не истребит нас Господь». Предположительно создана она в 1905-1907 годах, а необычна и своим внушительным размером, и драматическим сюжетом, и тем, кто изображён на ней. А как историческое свидетельство её сложно переоценить.

Начертанные с левой стороны холста начальные слова этого непривычно длинного для живописи названия взяты из Евангелия от Луки: «...дни отмщения, да исполнится всё написанное» [Лк.21,21], а окончание фразы, размещённое справа – перефразированная цитата из Псалтири: «Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый» [Пс.11,4]. Слова эти как нельзя более точно выражают суть творения неизвестного художника.

Картина – глас, картина – воззвание! Она посвящена созданию организации «Союз Русского народа», что призвана была защитить от революционных бурь царствующий дом Романовых. Изображённое на полотне словно вопиет: «Люди русские, православные! Покайтесь за участие в смуте 1905 года, откажитесь от революционных выступлений, сохраните монархию. В противном случае Россию постигнет гнев Божий!..».

В центре картины – светлый конический столб, поднимающийся до заоблачных небес. Если следовать древним традициям, столб воспринимается как Древо Жизни, которое в христианстве связано и с Крестом Спасителя, и с Жизнью Вечной. А наши современники могут узреть в изображении и атомный взрыв. Конечно, художник начала ХХ века, предчувствуя общественную катастрофу, не мог сознательно сравнить её с ядерной, ведь атомной угрозы в те времена просто-напросто не существовало. Но, очевидно, мастер интуитивно прозрел, к каким необратимым разрушениям приводят страшные и кровавые процессы революции, и выразил это в виде всё сожигающего ослепительного и грозного сияния. В основании столба – Распятие, возле него стоит императорская чета Романовых: самодержец Николай II с супругой Александрой Фёдоровной и детьми. Над Распятием видны паря́щие ангелы с короной в руках. Будущие Царственные страстотерпцы молятся ко Господу о спасении России, и их молитвенное сосредоточение – символ, указующий к тому спасению путь. Сюжет картины вообще насквозь символичен.

Устремлённый ввысь столб переходит в облако, внутри которого изображены Бог-Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой; вокруг Новозаветной Троицы – сонм славящих Творца святых. Нетварный столб символизирует соединение молитв святых небожителей и уповающей на Христа царской семьи. Ниже на переднем плане в центре композиции – маленький островок русских людей, полукольцом окружённых революционерами разных сословий с оружием и с красными знамёнами. Стоя лицом к зрителю, немногочисленные земные защитники монархии словно предупреждают о чём-то, призывают нас ко вниманию.

Окружившим их бунтовщикам с красными бантами на одеждах несть числа, притом во всех кипит бурная и злая деятельная сила. На дальнем плане среди фабрик и мануфактур показаны грабежи, беспорядки, убийства террористами государственных деятелей и членов монархических союзов, нападения на мирные патриотические манифестации, творящееся всюду насилие, забастовки, взрывы бомб, полыхающие костры и лужи крови. Вооружённые и возбуждённые массы, восставшие против Веры, царя и Отечества, палят из пистолетов, замахиваются ножами и грозят палками, собираются в тёмные толпы, стремясь уничтожить тех, кто стоит, как последняя стража, у светлого столба. В верхней трети картины два паровоза с обеих сторон полотна будто врываются в недалёкое будущее России: «Наш паровоз – вперёд лети!..», и он летит... – но куда, в какую пучину кровопролитной Гражданской войны мчится на всех парах русское государство и жизнь всей страны? Воистину, зреющая смута – результат всеобщего помутнения разума и символ разрушительного духа революции, всё сметающей на своём пути.

Сам стиль реализованной живописной композиции, выбранный художником, сходен со средневековым типом изображения. На фоне современных автору событий, отображённых в картине, этот средневековый «отсыл» навевает ещё бо́льшую жуть от осознания той пропасти хаотических перемен, что разверзлась перед многострадальной предреволюционной Россией.

Но Господь поругаем не бывает! Мал островок тех русских людей, кто не поддался проискам врага рода человеческого и не обольстился лживыми речами и пропагандой, но они – с Богом! Вокруг высокого облака, в котором изображена Превечная Троица, сгущаются грозные тучи, из них на революционеров направлены молнии, символизирующие гнев Божий. Да поразит он смутьянов, каждого в своё время!

Те немногие, что окружены беснующимися от ложной свободы полчищами – защитники государственных устоев, основатели и члены «Союза Русского народа». Они сплотились вокруг царской семьи во имя сохранения Веры и Отечества. И делали, что могли, предостерегая общество от предательства Веры, от сдачи национальных интересов и нарушения традиций, от покушения на монарха-помазанника Божия. Притом небеспочвенно обвиняли в антироссийской деятельности, тайной и явной, международный банковский капитал, последовательно изобличали на проповедях и в печати разрушительную позицию либеральной прессы, столичной культурной прослойки и профессуры высших учебных заведений крупных городов России. Неудивительно, что атеисты, захватившие власть в послереволюционной России, все ярые ненавистники триады «Православие, Самодержавие, Народность» не простили «Союзу Русского народа» этого противостояния, и организация и имена её основателей были преданы многократному охаиванию, оболганию и последующему выдавливанию в зону общественного забвения, для чего были успешно использованы средства массовой информации и применён внушительный административный ресурс представителей новых советских структур. Между тем, одно присутствие в составе «Союза Русского народа» Всенародного батюшки, праведного Иоанна Кронштадтского –для православного человека является маркером правильности устремлений этой пророссийской и государственнической организации, куда входили многие достойные уважения люди.

Обратимся вновь к картине и расскажем о некоторых лицах, изображённых в нижнем ярусе, который словно образует «местный чин» алтарной преграды иконостаса в православных храмах. Итак, вот кто находится среди этих земных защитников стабильности Российской империи.

В центре с Крестом и Евангелием в руках – представитель чёрного духовенства – иеромонах, игумен и синодальный миссионер, боровшийся с сектантством, Арсений (Алексеев). В игуменской келье его в Воскресенском практически-миссионерском монастыре в своё время и висела эта копия «Дней отмщения...».

Монастырь этот на левом берегу реки Лезны неподалёку от города Любань был возведён его трудами к 1896 году на месте небольшой Макариевской пустыни, построенной ещё в первой половине XVI века преподобным Макарием Римлянином. Молитвы возносились в монастырских храмах: Успенском с приделами во имя апостолов Петра и Павла; преподобных Антония Великого и Макария Римлянина; в Михайло-Архангельском у братского корпуса; в церкви Во имя всех преподобных, в посте и молитве просиявших, на островке преподобного Макария; была освящена и Крестовоздвиженская церковь на станции Любань, и церковь Иверской иконы Божьей Матери на станции Вишера.

При монастыре, в котором вместе с Богослужением в годы пребывания там игумена Арсения практически сразу начались миссионерские беседы, помимо настоятельского и братского корпуса и хозяйственных сооружений действовал и странноприимный дом, и общество трезвости, имелось два подворья. Монастырские святыни и активная миссионерская деятельность братии привлекали паломников из соседних губерний и Санкт-Петербурга, здесь проводились многолюдные крестные ходы...

Послереволюционная судьба Воскресенского монастыря драматична. В советские годы в рамках антирелигиозной борьбы в помещениях монастыря размещались ремесленная школа и интернат, часть территории передали совхозу, с 1932 года Богослужения были прекращены, братия обвинена в сокрытии монастырских ценностей, арестована, приговорена к различным срокам лишения свободы и сослана, корпуса обители переданы под отделение Свирьского лагеря. До 1941 года монастырские помещения занимал инвалидный дом, проживавшие в котором люди (около трёхсот человек) в годы немецкой оккупации были расстреляны захватчиками. В 1942 году, когда линия фронта проходила у стен монастыря, фашисты устроили здесь опорный пункт. При обстреле его советской артиллерией монастырские постройки были полностью уничтожены, осенью 1943 года сгорело здание подворья в Любани. С 2005 года здесь восстанавливается Макариева пустынь – монастырь Гатчинской епархии Русской Православной Церкви...

Личность самого игумена Арсения (Алексеева) заслуживает памяти и достойна отдельного повествования. Сегодня о нём мало написано, а между тем, на рубеже позапрошлого и прошлого веков игумен Арсений был видным церковным и общественным деятелем, широко известным не только в России, но и на Православном Востоке. Его удивительная и трудная судьба в чём-то похожа на судьбу многострадального нашего Отечества.

На полотне плечом к плечу с игуменом Арсением изображён великий русский подвижник Иоанн Кронштадтский – представитель белого православного духовенства, чьё святое житие общеизвестно. Оба пастыря – образ-символ пришедшего на землю Спасителя, стоящего во главе Церкви Христовой, которая является основанием Православного Русского Царства. Остальные двенадцать учредителей «Союза» символизируют Христовых апостолов, защищающих государство от революционеров, творящих насилие. Все они – люди примечательные, положившие жизнь на алтарь победы Света над тьмой, крупные деятели русского национального движения прошлого века.

Вот видный экономист и общественный деятель князь Александр Григорьевич Щербатов; филолог и публицист, редактор «Московских ведомостей» Владимир Андреевич Грингмут; детский врач и общественный деятель, председатель Главного совета «Союза Русского народа» Александр Иванович Дубровин; филолог, политический деятель Владимир Митрофанович Пуришкевич; присяжный поверенный Павел Фёдорович Булацель; крупный петербургский купец и общественный деятель Иван Иванович Баранов и другие. В числе прочих на картине присутствует портрет сына известного поэта – художника Аполлона Аполлоновича Майкова. Возможно, он и является человеком, написавшим «Дни отмщения...». На то есть свои аргументы и основания. Да, официально автор картины неизвестен, однако в пользу авторства А.А. Майкова говорит следующее. Хотя он является одним из учредителей Союза Русского народа и изображён среди остальных членов «Союза», в списках перечисленных фамилий под картиной фамилия Майкова отсутствует. Вспомним и о некоторых других представителях «Союза Русского народа», помещённых в картине «Дни отмщения...».
Его главой был статский советник, выпускник Военно-медицинской академии, редактор газеты «Русское знамя», действительный член Русского собрания и ярый противник конституционной монархии Александр Иванович Дубровин. Став известным детским врачом, он немало жертвовал на церковные и общественные нужды. Впоследствии был приговорен ВЧК к расстрелу по обвинению в контрреволюции «за организацию убийств и погромов». Точная дата смерти его неизвестна, как и место захоронения.

Владимир Андреевич Грингмут – русский политический деятель, историк и публицист консервативного толка, главный редактор газеты «Московские ведомости», основатель Русской монархической партии и приверженец концепции «Москва – Третий Рим», он полагал, что в России «римское самодержавие, византийское Православие и русская народность соединились в одно гармоническое, неразрывное целое». По мнению Грингмута, Россия «должна стать великим самодовлеющим государством, прочно и несокрушимо утвердившимся в обеих половинах своей империи и претворившим их в одно великое, не европейское и не азиатское, а Православное, самодержавное, русское целое с богатой, своеобразной и разнообразной культурой». В.А. Грингмут умер от пневмонии и был погребён на кладбище московского Скорбященского монастыря. На его могиле был освящён крест-памятник, исполненный по рисунку знаменитого русского художника Виктора Васнецова. На памятнике были высечены предсмертные слова Грингмута: «Православные русские люди, собирайтесь, объединяйтесь, молитесь».

Николай Нилович Ознобишин – крупный помещик, дворянин; видный деятель монархического движения. Похоронен был также на кладбище московского Скорбященского монастыря.

Несколько подробнее напишем о князе Александре Григорьевиче Щербатове. Президент Московского Общества сельского хозяйства, камергер, учредитель и председатель Российского Союза торговли и промышленности и «Союза Русского народа», он являлся одним из главных организаторов Всероссийских Монархических съездов и автором манифеста консервативного реформаторства «Обновлённая Россия», в котором указывал, что любые преобразования должны опираться на традицию, ибо «русская народность могуча своим Христианством, своей Самодержавной Государственностью и своей творческой самобытностью». Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов князь исполнял обязанности уполномоченного Красного Креста, был награждён орденами Святого Владимира и Святого Станислава. Позже посвятил себя сельскому хозяйству. Для ознакомления с передовыми технологиями организовывал поездки крестьян в Англию и на сельскохозяйственные выставки.

В сочинении «Православный приход – твердыня русской народности» князь Щербатов писал: «Обновление России и пробуждение Русского Народа осуществимы при условии оживления Православного прихода, не только Церковного – в Церкви, но и общежитейского – вокруг Церкви». Александр Григорьевич считал, что, ввиду грозящих России опасностей, русская народность «должна утвердиться в своих Православных приходах и оказать через них поддержку Царскому Самодержавию».

Анализируя неудачи в войне с Японией, князь писал: «Причины /поражения/ – исключительно нравственные. Русский Царь и Русский Народ остались одинокими в своей вере в свою духовную мощь». За два года до начала Первой Мировой войны Щербатов издал сочинение «Государственная оборона России», в котором указывал, что война неизбежна и что она будет жестокой и беспринципной. Во время Первой Мировой князь А.Г. Щербатов находился при действующей Армии в должности начальника эвакуации раненых на Александровской железной дороге.

Щербатов полагал, что «в предстоящей мировой борьбе России приходится, с одной стороны, стоять на страже своих владений и своих интересов, с другой – всё более растет её значение как единственной державы, могущей военной мощью удержать другие государства от военных столкновений, то есть быть Хранительницей мира». Нельзя не согласиться, что и сегодня эти соображения звучат куда как актуально.

И у этих представителей «Союза Русского народа», и у других его членов, как и вообще у многих и многих истинно русских людей – тех, кто болел за Россию, желал ей могущества, спокойствия и всяческого процветания, судьбы в дальнейшем сложились по-разному. В большинстве своём – трагично. Но ни одна из этих жизней не прошла втуне, ни одна не была бесполезна и не исчезла бесследно в Очах Господних.

Назад