ЖИТЬ ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ (с.4 №111, Игорь Маркин)

24.03.2023

ЖИТЬ ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ
Труды и подвиги Ярослава Мудрого

В учебниках истории, солидных трудах и коротких очерках все без исключения правители Древней Руси фигурируют под своим титульным номером. Различные источники пестрят Всеволодами Первыми, Ростиславами Вторыми, Святославами Третьими. Конечно, это помогает разобраться, какой именно из Мстиславов или Ярополков когда и где княжил. Однако кроме строго официального обозначения многие князья – великие и удельные – имели свои прозвища. Из летописей, реже из былин мы узнаём о деяниях «Грозных Очей», «Хороброго», «Долгорукого», «Большого Гнезда». И не титульные цифры, а эпитеты-прозвища являются самыми меткими, ведь именно они отражают дух народа и его восприятие происходящего.

В ряду великих древнерусских владык князь Ярослав назван Мудрым. Современники так прозвали его не только за любовь к книгам. Правление Ярослава Владимировича – одна из самых благословенных эпох Руси. Да и сам он известен в православном мире как святой благоверный князь. Сын святого равноапостольного князя Владимира, Ярослав родился в Киеве около 978 года, – до Крещения Руси оставалось десять лет...
Согласно летописи, на Божий свет Ярослав появился с тяжким недугом: он был частично обездвижен. Обрёл же исцеление, однажды сильно разгневавшись на отца за изгнание матери, полоцкой княжны Рогнеды. Неисповедимы пути Господни, и мы не ведаем, как проявится Его Воля. Былинному Муромцу, что сидел сиднем более тридцати лет, Бог даровал выздоровление через калик перехожих; юному князю Ярославу Он подал иной знак. После этого случая Ярослав принял святое крещение с именем Георгий.

Первым местом княжения Ярослава стал славный город Ростов. В те же годы молодой князь на месте языческого капища вятичей Медвежий Угол основал город Ярославль и заложил в нём деревянную церковь Ильи - пророка. Святой пророк Илья известен как борец с язычеством. И в память о том, что в Медвежьем Углу в единоборстве он, Ярослав, одолел языческую медведицу, князем и был построен храм во имя Ильи - пророка. Так и Илья Муромец из русских сказаний тоже поверг языческого Соловья...А и Ростов от Мурома, в принципе, недалеко...

На гербе города Ярославля изображён вставший на задние лапы медведь, победа над которым есть предвестник рождения допрежь небывалого: канул в небытие медведь вятичей, настала пора прийти ему на смену – русскому медведю. В лице Ярослава он готовился способствовать рождению новой Руси.

После Ростова волей умирающего отца Ярослав едет княжить в Новгород. Начались труды военные, ибо по смерти Владимира за Киевский престол вспыхнула жестокая борьба. Старший сын почившего, Святополк, которого народ назвал Окаянным, вероломно убил своих братьев Бориса и Глеба, самочинно усевшись на великокняжеском столе. Намеревался Святополк убрать и Ярослава. Узнав об угрозе, Ярослав с новгородцами и варягами выступил к Киеву. После «стояния» у города Любеч Ярослав одолел Святополка, тот бежал к своему тестю, польскому королю Болеславу. Маршрут «в Полонию» знакомый – для предателей разного толка дорожка в ту сторону проторена до сих пор...

В 1018 году железные отряды Болеслава и Святополка вторглись на русскую землю. Их поддержали печенеги, ляхи-поляки, немцы и венгры. Впрочем, русским к подобному не привыкать: в наши земли враг обычно в одиночку не приходит, массово сговаривается до сорганизуется.

Когда поляки захватили Киев, Ярослав вновь кликнул новгородско-варяжское войско и двинулся к «матери городов русских» возвращать законное «отчее место». Кровопролитное сражение между Ярославом и Святополком произошло на реке Альте, где Окаянный князь потерял всё.

Став великим князем киевским, Ярослав изначально правил вместе со своим братом Мстиславом, а по смерти последнего – единовластно. Ярославу удалось на голову разбить печенегов, и они зареклись приходить на Русь. Когда великий князь отлучился в Новгород, ему пришла весть, что печенеги «в силе великой» обложили Киев. В третий раз собрав воинов из варягов и новгородцев, Ярослав поспешил в столицу и, присоединив к своим воинам киевскую дружину, вышел против несметного числа врагов. Злая сеча продолжалась целый день, и к вечеру, с Божьей помощью, одолел Ярослав кочевников.

Затем великий князь изгнал с наших западных земель ляхов, утверждая русское влияние в Прибалтике, совершил победоносный поход на чудь, основав неподалёку от Чудского озера город Юрьев, ныне Тартуна территории нынешней Эстонии.

Именно тогда древняя Русь достигла расцвета своего государственного величия и могущества. Европейские владыки мечтали дружить с нами, считая за счастье породниться с киевским двором. Получалось далеко не у всех. Руки дочерей Ярослава сумели добиться лишь норвежский конунг Гаральд Суровый, французский король Генрих I и король венгерский Андраш I. Сестру Ярослав выдал за польского князя Казимира I, сына Всеволода женил на византийской царевне, других сыновей – на немецких княжнах. Сам Ярослав взял в жёны шведскую принцессу Ингигерду, в будущем – в крещении святую благоверную княгиню Ирину.

Первый русский митрополит Илларион так писал о Ярославичах: «Не в плохой стране были они владыками, но – в русской, которая ве́дома и слышима во всех концах земли».
Вложив в ножны меч, князь Ярослав (Георгий) озаботился трудами Православной Веры. Своё княжение он ознаменовал возведением многих храмов. На том поле, где были разгромлены печенеги, великий князь заложил каменную церковь во имя святой Софии, или Ипостасной Премудрости Божией. Храм возвели по подобию знаменитой Софии Константинопольской, только меньшего размера и с некоторыми отличиями. Киево-Софийский храм сделался кафедральным собором, при котором был построен митрополичий дом, где постоянно пребывали русские первосвятители. Поставил Ярослав каменную церковь и у Золотых Ворот, посвятив её Благовещению Пресвятой Богородицы. Как отмечает летописец, «радость всегда будет граду тому святым Благовещением Господним и молитвами святой Богородицы и Архангела Гавриила». Неподалёку от Софийского собора Ярослав соорудил ещё две каменные церкви. Одну во имя своего ангела, святого великомученика Георгия Победоносца, другую – во имя ангела своей жены, святой великомученицы Ирины.

Из храмов, построенных при Ярославе в других городах, особняком стоит Софийский собор в Новгороде. Как и София киевская, новгородская сделалась кафедральным собором. «София» в переводе с греческого означает «Мудрость». Не зря православный народ прозвал Ярослава Мудрым...

В княжение благоверного князя киевского Ярослава были открыты мощи святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Услышав, что тело Глеба всё ещё лежит в поле, Ярослав повелел искать его. Лишь год спустя тело нашли целыми не повреждённым. А ведь оно пролежало в чистом поле лет пять!.. Тело Глеба привезли в Вышгород и погребли вместе с телом Бориса у церкви святого Василия.

Вскоре у могилы невинно убиенных стали происходить чудеса. Ярослав пригласил к себе митрополита Иоанна I Русского, который совершил торжественный церковный ход к могиле святых страстотерпцев. Когда домовины извлекли из земли и открыли, увидели мощи обоих угодников Божиих нетленными. Тогда же перенесли их в новую часовню.

Ещё два чуда – исцеление хромого и слепого, которые совершились при гробах братьев – убедили всех в их чудесном прославлении. Вскоре в Вышгороде над той часовней построили церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба (в святом крещении Давида и Романа) и установили день их памяти. Древнейшая служба князьям Борису и Глебу указывает митрополита Иоанна как гимнографа-составителя посвящённого братьям-страстотерпцам Канона; в минее XII века есть запись об этом: «Творение Iоана, митрополита Роусьскаго святыма мученикама Бориса и Глѣба». Канон этот принадлежит и истории Русской Православной Церкви, и является образцом древнерусской поэзии первой половины XI века. Немалые труды свершил Ярослав и в просвещении. Великий князь любил книжную мудрость, читал книги днём и ночью и заботился о распространении знаний в стране. Отправляя по местам священнослужителей, определял им жалованье, чтобы они ревностнее учили вере русский народ. Ярослав собрал образованных людей, которые переводили и переписывали книги с греческого и болгарского на русский. Собранную книжную мудрость князь хранил при Киево-Софийском соборе. Это собрание и стало первой в нашей стране библиотекой. В Новгороде Ярослав завёл училище, в котором обучались триста детей.

Именно при Ярославе Владимировиче на Руси появился свод законов, имя которому – «Русская Правда». Согласно научному определению, это корпус гражданского права, содержащий нормы имущественных отношений. Для наших же предков «Русская Правда» стала неотъемлемой частью бытия, и значила она много больше, нежели просто юридические урегулирования. Жить по правде – значит, жить по-христиански, с Богом в душе, в помыслах и в сердце.

Перед своей кончиной Ярослав оставил сыновьям завещание, начинающееся словами: «Любите друг друга. Если будете жить в любви друг с другом, то Бог будет среди вас и покорит вам врагов ваших, и вы будете жить мирно. А если будете ненавидеть друг друга и ссориться, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов».

Почитание благоверного князя Ярослава как местночтимого подвижника благочестия началось сразу после его смерти в начале марта 1054 года. Формально Ярослав Мудрый не входил в число святых Русской Православной Церкви. Правда, в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви»,

датируемых 1075 годом, хронограф Адам Бременский уже называет Ярослава святым.
В 2005 году по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя благоверного князя Ярослава внесли в месяцеслов Русской Православной Церкви, а 20 февраля (5 марта) следующего года – в месяцеслов как день его памяти.
Определением Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2016 года установлено общецерковное почитание благоверного князя Ярослава Мудрого.

Игорь Маркин

Назад