ВЛАДЫКА СОЛОВКОВ (с.7 №122, Игорь Маркин)

05.06.2023

ВЛАДЫКА СОЛОВКОВ


Житие священномученика Петра Зверева.


18 июня 1712 года соловецкому иноку Иисусу явилась Богородица и, указав на гору острова Анзер, сказала: «Здесь будет сооружён скит во имя Страданий Моего Сына. Пусть живут двенадцать иноков и будут все время поститься. Придёт время, верующие на той горе будут падать от страданий, как мухи».

Действительно, со временем на Анзере воздвигли храм во имя Воскресения Господня. В двадцатые годы прошлого столетия, когда Соловки стали концлагерем, в храме некоторое время помещался морг, куда среди прочих отнесли почившего священномученика Петра Зверева, архиепископа Воронежского...

Священномученик Пётр родился в Москве 18 февраля 1878 года в семье протоиерея отца Константина и во святом крещении наречён был именем Василий. Мальчик с детства любил играть в церковную службу, и когда звонарь трижды бил в колокол, Василий думал, что дважды звонят отцу, а третий – ему. В детстве он был резв и непоседлив. Однажды мальчику во сне явился Спаситель, поднял Василия и протянул его руку сидящей под столом страшной собаке со словами: «Ешь её, она дерётся!..». С тех пор Василий всегда старался сдерживаться и не сердиться на ближнего.

После учёбы на историко-филологическом факультете Московского университета Зверев поступил в Казанскую Духовную академию, где в 1900 году епископ Антоний (Храповицкий) постриг Василия в монашество с именем Пётр. По окончании академии уже иеромонах Пётр преподавал Священное Писание в Орловской Духовной семинарии, затем служил московским епархиальным миссионером при Князь - Владимирском храме. Вскоре его рекомендовали на должность инспектора Духовной семинарии Новгорода. Епископ Гурий, составляя докладную записку, о Звереве писал: «Жизнь его вполне соответствует иноческому званию».

С 1909 года иеромонах Пётр являлся настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Белёв Тульской епархии, где епископ Тульский и Белевский Парфений (Левицкий) возвёл отца Петра в сан архимандрита.

Зверев часто посещал расположенную неподалёку Оптину пустынь, много времени проводил в беседах со старцами. Старцы ценили духовную настроенность Петра и стали направлять к нему людей для духовного руководства. Архимандрит Пётр часто служил и в сельских храмах, и белёвские крестьяне любили его за бескорыстие и преданное служение Господу.

Бывал отец Пётр в Сарове и в Дивеево, не упускал случая навестить блаженную Прасковью Ивановну. Она и подарила ему холст своей работы, из которого Пётр сшил архиерейское облачение, храня его на собственное погребение.

Во время Первой Мировой войны настоятель Спасо-Преображенского монастыря уехал проповедником на фронт, где служил священником в действующей армии до 1917 года. После февральской революции он назначается на должность настоятеля Тверского Свято-Успенского Желтикова монастыря. Зимой 1919 года в Москве Святейшим Патриархом Тихоном архимандрит Пётр хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Поселился отец Пётр в Нижегородском Печерском монастыре, на берегу Волги.

Обитель в упадке, братия малочисленна, древний Успенский собор – в запустении... Владыка принимал личное участие в уборке храма: отмыл часть закопчённого потолка, сам очищал от снега монастырский двор. Он ввёл строгую уставную службу – во время всенощной стоял в храме против чтимой иконы Божией Матери «Печерская», акафистов не читал, но требовал, чтобы вычитывались кафизмы. Позже, уже находясь в Воронеже, своему келейнику отцу Иннокентию он говорил: «Во всём твой Пётр грешен, только устава никогда не нарушал».

Он часто служил в Сормове, и рабочие полюбили Владыку, увидев в нём настоящего духовного наставника. В мае 1921 года его арестовали, обвинив в разжигании религиозного фанатизма. Сормовские рабочие устроили трёхдневную забастовку, и местные власти пообещали выпустить епископа, но вместо этого тайком отправили его в Москву на Лубянку.

Находясь в Бутырской и Таганской тюрьмах, Владыка заболел, но не прекращал проповедей. В то время на Таганке находилось двенадцать архиереев, и они прямо в камере совершали соборную службу.

Обращая людей к вере, отец Пётр снимал свой крест и надевал на обращённого: «Я хотел бы открыть и показать своё сердце, как страдания очищают душу». При переводе из тюрем его провожали даже надзиратели, а заключённые плакали...

Летом 1921 года опальный священник был отправлен по этапу в Петроград, позже освобождён и вернулся в Москву, где получил назначение епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Следующей весной Нижнее Поволжье постиг страшный голод, и епископ Пётр сам отдал в пользу голодающих все ценные вещи из храма, а в Вышнем Волочке пожертвовал пять миллионов рублей, официально зафиксированных сборщиками.

Вскоре святителя вновь арестовали за выпущенное им обращение «Возлюбленным о Господе верным чадам церкви Тверской», в котором он обличал обновленчество. На допросе Пётр заявил, что советскую власть признаёт и подчиняется ей, но обновленцев считает еретиками.

В марте 1923 года епископа Петра этапируют в Ташкент и далее в Кзыл-Орду. Перед отправкой ему дали свидание с духовными чадами.

В Средней Азии Зверев жил в тяжёлых условиях, болел цингой, в результате чего лишился зубов. Тем же летом освобождённый из заключения Патриарх Тихон подал властям списки архиереев, без которых не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Пётр.

В июле 1925 года Владыку Петра направили в Воронеж для помощи престарелому митрополиту Владимиру (Шимкевичу). По кончине последнего Владыка назначается на Воронежскую кафедру с возведением в сан архиепископа.

Многие воронежцы интересовались: когда же прибудет Владыка Пётр? На что воронежская блаженная Феоктиста, проживавшая тогда в Девичьем монастыре, отвечала: «Мясоедом приедет!», а митрополит Сергий (Старгородский) считал, что отправил на Воронежскую кафедру лучшего проповедника московской Патриархии.

Встречая Петра в Воронеже, народ проводил его до Девичьего монастыря. Там архиепископу подарили иконы святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, один прихожанин храма публично выразил надежду, что молитвами святых Тихона и Митрофана отец Пётр будет храним Господом.

В Воронеже архиепископ служил в храме Сошествия Святого Духа, что на Терновой поляне, и в Покровско-Преображенской церкви бывшего Девичьего монастыря. Народ шёл к своему архипастырю непрерывно, во время богослужений храмы так переполнялись молящимися, что люди с трудом совершали крестное знамение. С прихожанами епископ делил радость и огорчения, был внимателен, все для него были родные и близкие.

Именно при нём началось возвращение духовенства из обновленчества. Это вызывало гнев «красных попов». Деятельность архиепископа Петра они называли «петрозвериадой». Обстановка в Воронеже накалялась. Архиепископ Пётр получал письма с угрозами, в него с крыши швыряли камни. Верующие, опасаясь ареста любимого Владыки, круглосуточно дежурили возле его квартиры. Когда архиепископ отправлялся по очередному вызову в милицию, по триста человек сопровождали его. В защиту архипастыря даже была послана телеграмма от имени рабочих в адрес XV партконференции. Поездки Петра по епархии власть рассматривала как контрреволюционную деятельность, и Оптинский старец Нектарий говорил, что, если так будет продолжаться, Петру не избежать ареста.

Архиепископа всё чаще стали вызывать на допросы в ГПУ. Входя в комнату следователя, он всегда оглядывался, ища икону. Не найдя, крестился на правый угол, делал поясной поклон и только тогда начинал разговор со следователем. Служащие при его появлении невольно обнажали головы.

В ноябре 1926 года Святителя Петра арестовали. Милиционеры, тщетно пытаясь разогнать собравшуюся у дома его толпу, в то же время проводили в его квартире обыск. Архиепископ сам вышел к народу и стал его успокаивать, однако люди потребовали, чтобы начальник милиции дал слово не задерживать архиерея.

И всё же его увезли в столицу. Взволнованные рабочие отправились в Москву, в Доме Советов разыскали воронежских делегатов и попросили их заступиться за архиепископа. Однако на заседании городской конференции один из представителей власти заявил: «Пётр Зверев – духовное лицо, которое под флагом религии ведёт рабочих не туда, куда надо».

В апреле 1927 года архиепископа Петра осудили на десять лет лагерей «за контрреволюционную деятельность» с заключением в Соловецкий концлагерь. Официальное обвинение гласило: «Подъём церковнического активизма совпал с приездом в Воронеж Петра Зверева, прибывшего в качестве управляющего реакционной церковью в губернии».

Поздней осенью священномученик после тюрьмы, этапов и Кемского пересыльного лагеря оказался на Соловках, где стал трудиться счетоводом на продуктовом складе. Отправляя письма на волю, он почти в каждом послании поминал блаженную Феоктисту, которую весьма почитал и просил её святых молитв.

Но и в условиях заключения Владыка жил по церковному уставу. Ссыльные архиереи избирают Петраглавой Соловецкого православного духовенства, он возглавляет тайные богослужения. Ввиду отсутствия антиминса службы совершались на груди у Владыки. Его нравственная высота была такова, что даже с дворницкой метлой в руках он внушал благоговейное уважение. Грубые охранники при встрече приветствовали его и уступали дорогу. В ответ Пётр осенял душегубов крестным знамением.

После того, как стало известно, что святитель отпел некую Валентину, «белую» уборщицу императрицы Александры Федоровны, его отослали в штрафную командировку в уединённое и пустынное место на остров Анзер. Проживая в бывшем Голгофском-Распятском скиту, в молитвенном горении духа он написал акафист преподобному Герману Соловецому.

В конце 1928 года Святитель Пётр заболел тифом и в январскую стужу его поместили в тифозный барак, оборудованный в том же скиту. Проболел святитель две недели. Казалось, кризис миновал, но Владыка сильно ослаб и не принимал пищи. В день кончины святителя Петра его духовному сыну было видение: в четыре утра он услышал шум, словно влетела стая птиц. Открыв глаза, он увидел святую великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели Владыки и причастила его Святых Тайн. Вечером священномученик написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает».

Сначала его похоронили в общей могиле для тифозных. Однако на пятый день заключённые тайно открыли могилу. По рассказу присутствовавшей при этом монахини Арсении «все умершие лежали чёрные, а Владыка... в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый, как кипельный».

Духовенство лагеря облачило усопшего в лиловую мантию, клобук, омофор, дало в руки крест, чётки и Евангелие и отслужило панихиду. Над могилой у подножия Анзерской горы Голгофы, напротив алтаря храма в честь Воскресения Христова воздвигли крест. Когда могилу уже засыпали, над ней появился столп света, в котором увидели благословившего всех архиерея Петра.

Его мощи были обретены 17 июня 1999 года и ныне почивают на Соловках в Спасо-Преображенской обители. В том же году священномученик Пётр был канонизован как местночтимый святой Воронежской епархии, а в августе 2000 года причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Игорь Маркин

Назад