ПОЧЕМУ ВОЙНА (№114, с.10 свт. Николай Сербский)

23.12.2023

ПОЧЕМУ ВОЙНА

О причинах войн – исторических, политических – написаны сотни томов, но не они – главные. Главные причины – духовные. О них и размышлял святитель Николай Сербский (Велимирович), видевший ужасы Первой Мировой войны, предчувствуя новую бойню. Его книга «Библия и война» вышла в 1932 году – почти сто лет назад. Но как актуальны слова святителя сегодня! Он пишет словно о современной ситуации в мире. Задумаемся над размышлениями святителя...

Для любого полководца радость – узнать, что враг о его армии не подозревает. Некогда бесы открыто являлись людям и уловляли их в свои сети. Ныне они изменили свою тактику и прибегают к лукавству: главное для них удовольствие, когда люди отрицают нечистую силу и думают, что бесов не существует. Но я боюсь, что никто не стои́т к ним так близко, как тот, кто утверждает, что их нет.

Грех внушает страх, страх куёт оружие; таким образом через страх грех готовит войну. О, если б не этот проклятый страх! Но страх останется, пока есть грех. Волей-неволей грешники должны вооружаться. Если бы люди освободились от греха, кто бы тогда страшился, кто бы ковал оружие, кто бы готовился к войне? Никто.

Среди причин прошедших и грядущих войн и поражений главной является безбожие и отпадение от Единого Живого Бога.

Война – это быстрая Божия расплата за долго длящиеся дела человеческие в мирное время. Все войны, с начала и до конца истории – библейские войны, то есть все они находятся в зависимости от живой, активной всемогущей воли Третьего, Невидимого и Всерешающего; все они проистекают из греховности или обеих сторон, или только одной из них; все они действуют по библейскому закону причинности и оканчиваются так, как им присудит Вечное, Непогрешимое Правосудие.

С уверенностью можно сказать, что победит та сторона, которой даёт победу воля Божия. Из Святого Откровения Божьего ясно, кому Бог дарует победу. Это ясно из примера всех войн истории человечества, если их рассматривать в освещении Святого Откровения. Воля Божия дарует победу тому, у кого самая ясная и крепкая вера в Бога, и кто исполняет Его закон. Богоотступнический и нечестивый народ будет побеждён, хотя бы его было много, как листьев в лесу. Нечестивым и отступившим от Бога вождям народа не помогут их ум, расчёт, войско, культура, вооружение, дипломатия, красноречие, что-либо иное материального характера.

Причины войны заключаются в отступничестве от Бога и идолопоклонстве христианских народов и их вождей. Причины эти тождественны с причинами войн, от которых страдал и погиб Израиль, бывший некогда солью и светом мира. Эти причины должны быть быстро уничтожены покаянием и возвратом к Богу, потому что иначе целый ряд будущих войн, несомненно, приведёт к гибели христианские народы – но не само христианство.

От качества нашего мира зависит, будет или не будет война. Если в мирное время наша жизнь будет угодна Богу, то войны не будет. Но мир без Бога – колыбель войны. В мире плодятся и растут бациллы войны, а когда они размножатся и вырастут, то война будет неизбежна. Хотят её или нет – она неминуема.

Пока люди своими мыслями, чувствами и делами воюют против Бога – напрасны их мечты о мире. Вопреки желанию людей война должна возникнуть там, где посеяны её семена... «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» [Ис. 48, 22].

Миссия Европы в том, чтобы самой жить по-христиански и помогать своим братьям, языческим народам, подняться ко Христу. Европа же сама впала в идолопоклонство. Из этого разлада проистекают все остальные, а за ними неизбежно следует война. С тех пор как в Европе возникло богоборчество, европейские народы воевали несравненно больше, чем весь остальной мир. Война была бичом Божиим, чтобы вразумить неразумных. Но неразумные не образумились. Они падают всё глубже и глубже, летят в пропасть... Те, кто избран Богом, чтобы быть «солью и светом», потеряли силу свою и померкли.

В мире и изобилии люди становятся безбожными и эгоистичными; чтобы их отрезвить, Бог посылает бедствие. Отсюда пословица: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». В беде человек обращается к Истине; поэтому Бог и посылает бедствие. Божия Любовь несравненно больше материнской любви, и, конечно, Господь допускает наказание только из заботливой любви к человеку.

Согрешившие будут наказаны войной не сразу, но после долгого, очень долгого терпения Божьего и прощения. Когда Господь исчерпает все другие вразумляющие средства, тогда только прибегнет Его Святая Любовь к последнему средству – наказанию Своих детей бичом войны. Предсказывая войны, Христос заплакал [Лк. 19, 41].

Предсказав войны – вплоть до последних времён, Христос упомянул также о причине их: «Ибо восстанут лже-христы и лже-пророки, и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» [Мф. 24, 12, 24]. Лже-христы будут указывать людям ложные цели жизни; лже-пророки будут ложно предсказывать события; беззакония и охладевшая любовь поведут людей ложными путями.

Одни не будут знать ни цели, ни пути жизни. Другие, зная цель жизни, по слабости характера пойдут по ложному пути. Третьи будут знать и цель, и путь жизни, но сознательно и злобно отбросят и то, и другое, как некогда сознательно и злобно отбросили их еврейские старейшины, распяв Христа. Всё это побуждает Святую Любовь, плача, допустить наказание Своих детей бичом войны.

Народ, отпавший от Единого Живого Бога, становится, в сущности, мёртвым народом. Душа его, как тень, колеблется в мире, как дуб, подсечённый до самого корня, но ещё не срубленный. Нужны землетрясения, потоп, мор или война, чтобы сдуть эту тень, срубить подпиленное дерево, похоронить мёртвых. Потому что отпасть от Единого Живого Бога значит – воевать против Него и попереть весь закон Его.

Ни один народ не может жить мирно, греша против Божьего закона. Грех является возбудителем войны; и сколько бы грешный народ ни выказывал своё миролюбие, война должна его поразить. Народ, которому война приносит рабство, заслужил его своей недостойной жизнью в мирное время. В грядущей войне народы, наиболее возгордившиеся перед Богом, будут и наиболее пострадавшими.

Не помогает оружие там, где Бог не помогает. Победа в будущей войне обусловлена покаянием. Победит тот народ, который, будучи призван на войну Божиим Промыслом, покается раньше других и, воззвав к Богу, исправит свои грехи.

Если ни один христианский народ не покается и не возвратится ко Христу – центру своей души и жизни, то Бог отдаст победу народам азиатским, нехристианским.

По своим беззакониям народы христианские стали много хуже нехристианских, которые крепко держатся своих «богов»-идолов, тогда как среди христианских народов ведётся не только пропаганда против Господа, но прямо откровенная «облава» на Него. Точно так же было и у евреев перед их гибелью. Соседи их идолопоклонники были верны своим идолам, а евреи, отвергнув Бога, попирали Его закон. Бог их наказывал, но они всё-таки остались при своём безбожии и продолжали бесчинствовать. Поэтому и воззвал пророк: «Господи, Ты бьёшь их, а они не чувствуют боли; Ты сокрушаешь их, а они не хотят принять наставления; лица свои сделали крепче скалы, и не хотят обратиться» [Иер. 5, 3].

Что бы произошло, если бы покаялись все христианские народы? Кто бы тогда победил? Тогда бы победили все, и такая победа была бы самой блестящей, потому что тогда не было бы войны. О, какое было бы счастье для человечества, если бы все покаялись и все бы победили! Но, хотя и нет ничего легче и спасительнее покаяния, теперешние люди избрали тягчайший и самый пагубный для них путь.

От падения в пропасть до спасения из неё и безопасности – один шаг. Захотят ли люди отступить только на один шаг от ужасной пропасти, над которой стоят? Бог ждёт ответа на этот вопрос; ждёт как Отец, любящий и заботливый... По милости и любви Своей Бог ждёт, не услышит ли от какого-либо народа добрый ответ, чтобы отклонить катастрофу.

По сайту Московского Сретенского монастыря

Назад