СТРАШНАЯ ПРИТЧА О НЕВОДЕ (№114, с.6 - прот. Виктор Потапов)

23.12.2023

ПОДУМАТЬ О САМОМ ГЛАВНОМ:
СТРАШНАЯ ПРИТЧА О НЕВОДЕ

Притчу о закинутом в море неводе мы находим в тринадцатой главе Евангелия от Матфея: «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубовный» [Мф. 13, 47-50].

«Невод» – символ евангельского учения, проповеди апостолов, этих «ловцов человеков». «Море» – вселенная. «Рыбы» – всякого типа человеческий род. Эта притча показывает, что невод – евангельская проповедь – соберёт воедино всех без различия людей: и добрых, и злых, праведников и грешников. «Когда невод наполнится» – образ конца времён, тогда находящиеся в нём будут разделены. Хорошие будут «собраны в сосуды», то есть будут приняты в Царство Небесное, а худые будут «выброшены вон», то есть останутся вне пределов Царства Христова.

Между неводом и будущим Судом Божиим такое сходство. Пока в море рыбы плавают вместе, трудно различить их качество, но как только невод наполняется и его вытаскивают на берег, рыбак без труда различает хороших от худых. Так и Церковь Христова на земле (Церковь воинствующая) состоит из самых разных людей: как из ревностных, живущих по заповедям Божиим христиан, так и из нерадивых и просто теплохладных людей, то есть христиан по имени только, а не по жизни. Пока они вместе, нелегко различить их по качеству их духовной жизни. Но последний нелицеприятный Суд Божий в конце времён непременно откроет различие между праведниками и грешниками. О том, как это произойдёт, Господь Иисус Христос говорит с предельной ясностью в Своей беседе о Страшном Суде [Мф. 25, 31-46]. В этой беседе Христос говорит, что Он праведников и грешников отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов, и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. В Притче о неводе Христос также говорит об отделении добрых от худых. Но, в отличие от Притчи о неводе, в беседе о Страшном Суде Христос ясно указывает на то, что́ именно прежде всего на этом Суде с каждого спросится. Все наши земные достижения на этом Суде будут не в счёт, ибо основной вопрос, который будет задан каждому: как послужили мы ближнему своему, то есть насколько мы были милосердны друг к другу.

Христос перечисляет шесть главных видов помощи, которые можно оказать ближнему. Отождествляя Себя в Своей любви, снисхождении и милосердии с каждым бедняком и нуждающимся в помощи, Спаситель говорит: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» [Мф. 25, 35-36]. Дело милосердия к страждущим и нуждающимся в нашей помощи Спаситель ставит превыше всего. «Я милости хочу, а не жертвы», – говорит Бог устами пророка Осии [Ос. 6, 6; см. также Мф. 9, 13 и Мф. 12, 7].

Притча о неводе и беседа о Страшном Суде завершаются грозными образами наказания грешников. В Притче о неводе говорится, что «изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубовный»; из беседы Господа о Страшном Суде мы узнаём, что грешники пойдут в муку вечную. Грозный образ последнего Суда некоторых пугает, у других вызывает протест, так как у них создаётся впечатление, что Христос – гневный и осуждающий Бог. Других смущает то, что образы Христа о Суде носят исключительно физический характер: грешники будут преданы мукам в вечном неугасающем огне.

Русский богослов, православный писатель и общественный деятель Борис Ильич Гладков в своём труде «Толкование Евангелия» по этому поводу замечает: «Следует ли буквально понимать слова «печь огненную» или же считать, что ожидающее грешников наказание лишь уподобляется мучениям в огненной печи? Буквально понимать эти слова можно было бы, если бы Иисус Христос всегда выражался так о предстоящей грешникам будущности; между тем известно, что в других случаях Он выражался несколько иначе: так, в Нагорной проповеди Он сравнивал мучения грешников с пребыванием в долине (геенне) огненной [Мф. 5, 29]; после того говоря об участи, какая постигнет не принявших Его, Он сказал, что они извергнуты будут во тьму внешнюю, и там будет плач и скрежет зубов; возлягут же с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном многие, которые придут с востока и запада [Мф. 8, 11-12].
Сожжение в печи огненной известно было слушателям Иисуса из книг Ветхого Завета: так, Иуда, сын Иакова, осудил на сожжение невестку свою Фамарь [Быт. 38, 24]; Давид бросил в обжигательные печи покорённых им жителей города Раввы [2Цар. 12, 31]; Навуходоносор велел бросить в печь, раскалённую огнём, не поклонившихся золотому истукану отроков Ананию, Мисаила и Азарию [Дан. 3, 21]. Вообще у народов востока сожжение живьём было одним из обыкновенных способов смертной казни, и казнь такая была самою ужасною, мучительною. Поэтому Иисус Христос, говоря о страшном наказании грешников в будущей вечной жизни и желая наглядно представить Своим слушателям судьбу их, указал на казнь в огненной печи как на некоторое подобие того, что их ожидает, если они не покаются и не возродятся к новой жизни. Позже, отвечая саддукеям на вопрос о воскресении, Иисус уподобил духам, Ангелам людей, которые будут воскрешены для Страшного Суда, и тогда же объяснил, что тела́ воскрешённых не будут теми чувственными телами, какими облечены мы во время нашей земной жизни. А из этого можно заключить, что и страдания осуждённых будут, скорее, душевными, чем чувственно-телесными».

Повторяем, не нужно понимать слова Христа буквально, ибо Он изъясняется образным языком ради большей наглядности и живости изображения, языком, который облегчает запоминание смысла Его речи. Такую образную речь Господь постоянно употребляет в Евангелии. Так, например, Он говорит: «Если соблазняет тебя рука твоя, отсеки её: лучше тебе увечному войти в жизнь вечную, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» [Мк. 9, 43-44]. В этих словах заключается, несомненно, образность речи, которую нельзя понимать буквально. Источник зла и греха – не в руке, а в сердце человека. Рука является только орудием греха, исполнительницей греховной воли, живущей в человеческом сердце. Отсечение руки или ноги не может устранить соблазна греха. Грех надо преодолеть внутренне, усилием воли, молитвой.

Таким образом, слова Христа о вечной муке имеют не буквальное, а символическое значение и, вместе с тем – вполне конкретный смысл. Так и нужно понимать слова Господа «огонь неугасимый» и «червь неумирающий».

Святитель Иоанн Златоуст, говоря о мучениях грешников, видит эти мучения в том, что грешники будут лишены славы Царствия Божия, благ этого Царства. Эти мучения – в богооставленности и в отдалённости от источника Любви – Бога. Это будет невыносимая духовная скорбь, куда более страшная, чем даже самое лютое физическое наказание. Многие из личного опыта знают, насколько тяжелее душевные и духовные скорби по сравнению со скорбями физическими, и как они разрушительно действуют на наш организм. Вот почему Иоанн Златоуст называет эту притчу «страшной», а Григорий Богослов считает, что её нужно больше бояться, чем толковать.

В Притче о неводе и в беседе о Страшном Суде Христос показывает, что не Он сокращает Свою любовь к нам, но мы отчуждаем себя от Его любви своими грехами и немилосердным житием. Он также предупреждает нас, что смерть грешника люта, что Страшный Суд не пугало, а действительность. Спаситель зовёт нас, пока не поздно, спешить делать добро во имя Его, стать на путь духовного трезвения, сделать усилие, чтобы вырваться из водоворота повседневных забот, подумать о самом главном: о своей душе, о будущей жизни, о встрече с Господом.

Это настроение должно быть преобладающим в нашей душе в течение всей нашей жизни. И в этом настроении нет ничего мрачного или унылого, как представляют некоторые далёкие от Церкви люди. Наоборот, от него рождается подлинная, святая и чистая радость, какую мы видим в христианских подвижниках и во всех тех, кто идёт их путём.

Дай Бог, чтобы в конце времён, когда нас с вами, по слову Притчи о неводе, вытащат на берег Царства Христова, мы бы оказались с теми, кто будет собран в сосуды.

Протоиерей Виктор Потапов

Назад