ВЕЛИКИЙ СВЯТОЙ И ЗАСТУПНИК ФЕОДОСИЙ (с.16-№115)

26.03.2024

ВЕЛИКИЙ СВЯТОЙ И ЗАСТУПНИК ФЕОДОСИЙ

27 января 1944 года в результате советской наступательной операции под Ленинградом были разгромлены немецко-фашистские войска и окончательно снята трёхлетняя блокада города. В тот же день на Марсовом поле и на кораблях Балтийского флота прогремел победный салют. Приказ Военного совета гласил: «Мужественные и стойкие граждане Ленинграда! Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для дела победы все свои силы».

Блокада Ленинграда – трагическая страница Великой Отечественной войны, беспрецедентная в мировой истории по масштабам гибели и страданий населения. Поздней осенью 1942 года, когда до победного салюта было ещё далеко, для Ленинграда наступили страшные дни. Фашисты, захватив город Тихвин, перерезали единственную дорогу к Ладожскому озеру, по которой в осаждённый город шли грузы. Кольцо блокады холодной змеёй сомкнулось окончательно, и перед Ленинградом разверзлась бездна катастрофы.

В один из вечеров наши военные на совещании обсуждали сложившуюся обстановку. В помещении царило сумрачное настроение. Вдруг присутствовавшие услышали голос: «Молитесь Феодосию Черниговскому, он вам поможет...». Поразительно! Откуда раздался неведомый голос? Старший по званию спросил остальных, слышал ли кто этот голос, и получил утвердительный ответ. Правда, никто из совещавшихся понятия не имел, кто такой Феодосий Черниговский.

Будущий святитель Феодосий на свет появился в тридцатые годы XVII столетия. Родился он в Малороссии в семье священника Никиты из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. С ранних лет мальчик испытал тяжесть условий, в которых находились православные христиане под властью католической Польши, что отразилось на его дальнейшем мировосприятии и определило путь, по которому он следовал до конца жизни.

После первоначального домашнего образования юноша продолжил учёбу в Киевской Братской коллегии. Она в то время являлась центром защиты Православия от насаждаемого иезуитского и униатского вторжения, а ректором коллегии являлся «великий столп церковный» архиепископ Лазарь (Баранович), к которому святитель Феодосий навсегда сохранил чувство сыновнего почтения. Одним из воспитанников коллегии, с кем дружил Полоницкий-Углицкий, был выдающийся духовный деятель, которого Православный мир впоследствии узнает как Симеона Полоцкого.

Окончив обучение, будущий подвижник принял постриг в Киево-Печерской Лавре с наречением имени в честь основателя Лавры преподобного Феодосия. Вскоре одарённого инока поставили на архидиаконское служение в Софийский киевский собор. Ища молитвенного подвига, он вынужден был нести обязанности наместника митрополичьего дома и постоянно сталкиваться с мирской суетой. Но, склонный к созерцательному безмолвному иноческому житию, молодой монах вскоре покидает Киев и поселяется в небольшом Крутицком монастыре под Батурином. В 1662 году Феодосий назначается игуменом Корсунской обители, через два года его переводят в разорённый польскими униатами и католиками древний Киево-Выдубицкий монастырь. Со временем Феодосий восстановил и благоустроил обитель. В монастырь начали возвращаться старые и приходить новые насельники. Дух монашеского подвижничества Феодосий поддерживал своим личным примером. Он создал монастырский хор, о котором знали даже в Москве и часто просили прислать в столицу людей из выдубицкого хора для обучения своих певцов.

Почти четверть века Феодосий управлял Выдубицкой обителью. По зависти и недоброжелательству некоторых людей ему пришлось претерпеть и скорбь, и клевету, и даже пережить временный запрет в священнослужении. Его несправедливо обвиняли в измене русскому правительству и в тайной переписке с врагами государства. Однако вскоре была доказана невиновность святого подвижника, и царь Алексей Михайлович даровал Феодосию милостивую грамоту.

В 1687 году Феодосия назначают настоятелем Елецкого Черниговского монастыря, а затем наместником архиепископа Лазаря (Барановича) по управлению делами Киевской митрополии. Архиепископ называл Феодосия «овцой стада Христова, научившейся покорности», в одном из писем он выразил искреннее желание, чтобы имя Феодосия «было написано на Небесах». Желая видеть наместника своим преемником на Черниговской кафедре, Преосвященный владыка отправил прошение Патриарху Адриану в Москву о назначении Феодосия Углицкого своим помощником. Эта просьба была удовлетворена. В сентябре 1692 года святитель Феодосий был наречен епископом Черниговским и посвящён в святительский сан.

Своё служение Феодосий нёс с большим радением о духовном благочестии, отличался заботой о людях и вызвал к себе всеобщую любовь. Он не только поддерживал и благоустраивал существующие монастыри, но и способствовал появлению новых обителей: Печеницкого женского монастыря и Любецкого скита. Феодосий принимал участие во многих важных церковных делах. К примеру, он имел право решающего голоса в избрании Киевского митрополита. С известием об этом избрании в составе делегации Феодосий отправился в Москву.

Фактическим результатом поездки стало воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. Предложенную Москвой кандидатуру митрополита Киевского одобрил Константинопольский Патриархат, и с тех пор все Киевские митрополиты избирались в Москве. Принимал Феодосий участие и в составлении Соборного ответа Московскому Патриарху об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору. Для обсуждения этого вопроса он прибыл в Москву вместе со святителем Димитрием Ростовским.

Ко Господу святитель Феодосий преставился 5 (18) февраля 1696 года и был погребён в Борисоглебском соборе Чернигова в специально сооружённом склепе. Сразу после его преставления последовали случаи чудесной помощи по молитвам святому. Вот лишь один из них. Однажды Преосвященный Иоанн (Максимович) заболел горячкой. Он усиленно молился святителю Феодосию об исцелении. Вечером архиепископу явился святой и сказал: «Служи завтра, и будешь здоров». На следующее утро владыка Иоанн отслужил литургию, после чего совершенно исцелился. В благодарность за это чудо он написал особенную «похвалу» святому, а также благоустроил его склеп.

Первое обретение мощей святителя Феодосия произошло в 1772 году – его останки обнаружили нетленными. Однако канонизация состоялась лишь в 1896 году: определением Святейшего Синода святитель Феодосий Черниговский был причислен к лику святых, а сами мощи торжественно перенесены в Спасо-Преображенский собор Чернигова.

После революции 1917 года Черниговский губернский съезд Советов постановил мощи Феодосия открыть и освидетельствовать в присутствии врачей и священнослужителей. Мощи оказались в хорошей сохранности, и медики не смогли дать нужного властям заключения. Тогда мощи святителя намеревались выставить в местном этнографическом музее, но этому воспротивились верующие. Повторное освидетельствование с участием московских врачей тоже оказалось невразумительным. Мощи отправили в Москву, оттуда они перекочевали в Ленинград. В городе на Неве мощи поместили в Казанский собор – на тот момент музей религии и атеизма. Здесь ими занимались врачи-атеисты, а потом о мощах просто забыли.

И вот в 1942 году святые мощи Феодосия Черниговского о себе напомнили... Услышав неизвестный голос во время совещания, военные доложили о происшествии высшему начальству, после чего обратились к митрополиту Алексию (Симанскому), будущему Святейшему Патриарху. Владыка пояснил, кто такой святитель Феодосий, и добавил, что, если он дал подобное указание, значит, для спасения Ленинграда нужно ему молиться. Но сначала необходимо вернуть Церкви его святые мощи. Вскоре было получено разрешение И.В. Сталина, и мощи святителя Феодосия перенесли в Николо-Богоявленский собор, где перед ними отслужили торжественную службу.

Той же ночью ударил мороз. По льду Ладоги из блокадного Ленинграда стали вывозить истощённых от голода детей, женщин, стариков и раненых красноармейцев. В город же завозили оружие, боеприпасы и продукты. Ленинград жил и боролся, хотя немцы нещадно бомбили проложенную по льду Ладожского озера «Дорогу жизни». Верующие же называли её «дорогой святителя Феодосия», а самого святителя стали особо почитать в Ленинграде.

На следующий год после Великой победы Святейший Патриарх Алексий распорядился подготовить документы для переноса мощей святителя Феодосия из Ленинграда в Чернигов, куда их и привезли осенью 1946 года. Игуменья Черниговского Елецкого монастыря Амвросия вспоминала: «Это было всенародное празднество. В тот день служили три литургии. С тех пор мощи святителя постоянно находятся в нашем городе. Сколько чудес совершается по его молитвам!.. И сегодня к мощам святителя Феодосия постоянно идет поток православных людей, люди молятся святому и получают помощь».

В 1962 году обитель закрыли, а мощи святителя опустили в подвал Троицкого собора. И только через двадцать два года, после того как Троицкий собор стал кафедральным, мощи Феодосия Черниговского подняли из-под спуда и перенесли в собор. И поныне они почивают там возле правого клироса, по понедельникам и четвергам у святых мощей читается акафист.

Память святителя Феодосия Черниговского чтится и в Николо-Богоявленском соборе Петербурга – один из приделов его нижнего храма посвящён этому святому. Возносится молитва, читаются акафисты святителю Феодосию, явившему свою милость в тяжкие дни блокады.

Назад