УЧЁНЫЙ ПЕРЕВОДЧИК И ЗАСТУПНИК ПРАВОСЛАВИЯ (с.8-№115, Игорь Маркин)

26.03.2024

УЧЁНЫЙ ПЕРЕВОДЧИК И ЗАСТУПНИК ПРАВОСЛАВИЯ

3 февраля (21 января ст.ст.) Православный мир чтит память преподобного Максима Грека – инока, писателя и публициста, всю свою сознательную жизнь с твёрдым убеждением отстаивавшего истину Божиих заповедей. Его называли удивительным мудрецом Московской Руси и глашатаем подлинного христианства. Житие преподобного насквозь пронизано описанием его непреклонной нравственной борьбы и является примером терпения в условиях суровых лишений.

В одном из своих сочинений о бессмертной душе Максим Грек писал: «Возненавидим от всего сердца всё низкое и отбросим от себя ярмо порабощения страстям. Станем на тверди высокой свободы, на тверди свободы Богоподобной, которою душа обогащена была прежде того, как попала во власть губительного беса, когда, лишившись бессмертной своей славы, уподобилась скотам бессмысленным» [Пс. 48, 21]. Пройдя сквозь толщу веков, наследие Максима Грека представляет его яркой и трагичной фигурой русской культуры XVI столетия.

Мирское имя преподобного – Михаил Триволис. Родился он в 1470 году в греческом городе Арте в семье богатого сановника. В юности Михаил много путешествовал, изучал науки в Германии, в Париже, Болонье и Венеции. Проживая некоторое время во Флоренции, Михаил глубоко проникся проповедями монаха-доминиканца Савонаролы, впоследствии казнённого католическими инквизиторами. После возвращения в Грецию Триволис уехал на Афон и принял иноческий постриг в Ватопедской обители с именем Максим в память Максима Исповедника – византийского монаха VI века, великого подвижника. Тысяча лет отделяет их пребывание в нашем мире, однако земной путь и нравственные устои обоих иноков и ревнителей православия удивительным образом похожи.

Проводя жизнь отшельника на Афоне, преподобный Максим годами изучал древние рукописи, оставленные императорами Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном. Однако вскоре в его жизни произошла судьбоносная перемена. Великий князь Московский Василий III пожелал разобраться в некоторых греческих рукописях и книгах своей матери Софии Палеолог. С просьбой прислать ему учёного грека он и обратился к Константинопольскому патриарху.

В 1518 году Максим прибыл в Московию, где его встретили с большой честью и поселили в знаменитом Чудове монастыре. Первой большой работой преподобного стал перевод Толковой Псалтыри, который одобрило русское духовенство и сам великий князь. Окончив труд, Максим попросил разрешения возвратиться на Афон, но Василий III не внял его просьбе, и Грек продолжил трудиться в Московии. Он перевёл толкование на книгу Деяний Апостолов, толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, писал сочинения против папизма, магометан, язычников, астрологов и гадателей.

Именно в этот период у Максима появился друг и единомышленник князь-инок Вассиан Патрикеев. По многим злободневным для русского общества вопросам у них появилось полное единодушие, Вассиан и Максим работали над исправлением церковных книг и были внутренне готовы к тому, чтобы обличать людскую неправду.

Митрополит Московский Варлаам высоко ценил деятельность Максима Грека. Когда же московский престол занял митрополит Даниил Рязанец, положение резко изменилось – новый митрополит потребовал, чтобы Максим перевёл на славянский язык церковную историю Феодорита, но преподобный наотрез отказался, говоря о том, что в текст включены письма раскольника Ария, «а сие может быть опасно для простоты». В ответ Даниил упрекнул Максима в «непослушании», однако на самом деле причина разлада лежала глубже – в вопросе монастырского землевладения.

Максим Грек являлся убеждённым последователем нестяжателей, во главе которых, к слову, стоял Вассиан Патрикеев. По убеждению преподобного, монастыри могли иметь лишь небольшие участки земли для пропитания собственным трудом и ни в коем случае не принимать в собственность крестьянские наделы, ведь это связанно с мирской суетой и напрямую могло вести к расстройству всего иноческого чина.

Вскоре грянула ещё одна беда. В 1525 году великий князь решил расторгнуть брак с Соломонией Сабуровой, чтобы жениться на Елене Глинской, будущей матери Ивана Грозного. Митрополит Даниил, игнорируя других патриархов, дал своё благословение на развод и повторное венчание. В ответ Максим прислал князю Василию «Главы поучительные», в которых убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Василий III не стерпел резких, но правдивых обличений в свой адрес и в гневе повелел подробно исследовать церковные писания преподобного Максима дабы уличить его в несуществующей ереси. Главным поводом для осуждения явились некоторые неточности первых переводов Максима, связанных с ещё недостаточным знанием русского языка. Никакие аргументы к оправданию не принимались. Кроме «ереси», преподобного обвинили в порче книг и припомнили ему встречи с послом турецкого султана. Максима признали виновным и сослали в темницу Иосифо-Волоколамского монастыря, который являлся как раз одним из центов иосифлян, ярых противников нестяжателей. Постоянно напоминая Максиму о нестяжании, в монастыре существование преподобного Максима сделали тягостным. Шесть лет провёл страдалец в каменном мешке – в сырой, тесной и смрадной келье. Преподобного отлучили от церковной службы, запретили причащаться, иметь какие-либо контакты и писать книги. Но Господь не оставлял Максима. Однажды к нему в темницу явился ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук». Заключённый преподобный старец прямо на стене тюремной кельи углём написал канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви.

В 1531 году был созван собор для осуждения нестяжателей. На этот раз суровое наказание постигло и старца Вассиана Патрикеева – его признали виновным в ересях и отправили на место Максима Грека. Самого же преподобного по заступничеству восточных патриархов отправили в Тверской Отроч монастырь под надзор Тверского епископа Акакия. Епископ уважал Максима и дал ему возможность писать. Но церковное наказание оставалось в силе. Преподобный старец умолял простить его невольные ошибки в ранних русских переводах и отпустить обратно на Афон или хотя бы снять отлучение от причастия. Тщетно – в своём решении митрополит Даниил Рязанец оставался непреклонным. В это время Максим Грек составил автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключённый в темницу, утешал и укреплял себя в терпении», в котором писал: «Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды ...Не считай это время – временем сетования, а напротив – временем Божественной радости, чтобы тебе, окаянной, не потерпеть двойного лишения, страдая от неблагодарности».

В 1539 году князья Шуйские низложили Даниила, удалив его в тот же Иосифо-Волоколамский монастырь, где опальный митрополит и провёл свои последние годы.

После неоднократных обращений восточных патриархов и лично митрополита Макария Максима Грека перевели на покой в Троице-Сергиев монастырь и сняли с него церковное запрещение. Кроме того, святитель Макарий внёс часть его поучений в Великие Четьи-Минеи.

Преставился преподобный Максим в 1558 году в день памяти своего небесного покровителя – Максима Исповедника и был погребён у северо-западной стены Свято-Духовского храма Троицкого монастыря. Через три года у гробницы преподобного свершились первые чудеса: духовное прозрение одного богомольца и келейника старца Вассиана; засвидетельствовано и немало благодатных проявлений, свершившихся у гробницы преподобного, на которой ему написаны тропарь и кондак.

Святые мощи Максима Грека прославлены нетлением и чудесами, ныне они открыты для поклонения в Успенском соборе Свято-Троицкой Лавры.

Трудно назвать какого-либо другого деятеля древнерусской литературы, изображению которого было бы уделено столько внимания в XVI-XVIII столетиях. Здесь и миниатюры в рукописных книгах, и многочисленные иконы, и фрески, украшающие стены соборов и церквей. Самыми ранними из всех дошедших до нас изображений Максима Грека являются три рисунка в списках его сочинений Соловецкого собрания, а на фресках Благовещенского собора московского Кремля его изображение появилось всего лишь через восемь лет после кончины преподобного.

Ни один русский писатель той эпохи не пользовался таким авторитетом, как Максим Грек. После себя преподобный оставил сочинения богословского и духовно-нравственного характера, его труды распространялись в многочисленных рукописных списках. Многие из требований Максима Грека, выраженных им в различных литературных произведениях, приняты на Стоглавом Соборе.

Игорь Маркин

Назад