БОГ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ ПРАВЕДНУЮ БРАНЬ (с.4-№115)

26.03.2024

БОГ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ ПРАВЕДНУЮ БРАНЬ
Святые отцы о ратном подвиге

Существование современного жителя России нарушено вторжением в наш привычный обиход новых военных реалий, обстоятельств, понятий. Многое меняется в сознании, в оценке текущих событий. Как относиться православному человеку к происходящему? Святоотеческая похвала воинскому служению даёт правильное направление размышлениям. Просто вдумаемся в слова наших духовных отцов.

Вот как в посланиях Апостола Павла различные черты воинского служения используются при описании той духовной борьбы, к которой призван каждый последователь Иисуса Христа: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» [Еф. 6, 14-17]. В духовных поучениях раннехристианского священномученика Иустина Философа и христианского священномученика III века Киприана Карфагенского также во множестве присутствуют различные военные аналогии и образы, в частности: все христиане именуются воинами Христа, Сам Христос – полководцем, Таинство Крещения – присягой, Церковь – военным лагерем Господа.

Касательно нравственной и этической сторон ведения войны, а также о героических подвигах воинов-защитников высказался в «Послании к монаху Амуну» святитель Афанасий Великий: «Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах».

Наше Отечество, из века в век вынужденное защищать свои пределы и Православную Веру, тоже не оставалось без пастырских наставлений.

Так, святитель Макарий Московский (1482-1563) в пастырском послании Иоанну Грозному и его войскам, находящимся на тот момент в походе на Казань, призывал царя «со всем своим христолюбивым воинством хорошо, храбро и мужественно подвизаться с Божией помощью за святые Божии церкви и за всех православных христиан – против супостат, изменников и отступников, всегда проливающих кровь христианскую и оскверняющих и разоряющих святые церкви».

Святитель Филарет Московский (1782-1867) писал: «Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадёжный мир большею частью надобно завоевать. И для сохранения приобретённого мира надобно, чтобы сам победитель не позволял заржаветь своему оружию.

Война – страшное дело для тех, которые предпринимают её без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившейся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих. Но война – священное дело для тех, которые принимают её по необходимости – в защиту Правды, Веры, Отечества.
Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими. Находясь целую жизнь под защитой законов и правительства, воспользуйся случаем быть хоть единожды защитой законов и правительства. Не страшись опасностей, подвизаясь за правду: лучше умереть за неё, нежели пережить её. Искупи своей кровью для потомков те блага, которые кровью приобрели для тебя предки. Если ты уклонишься от смерти за честь Веры и за свободу Отечества, то умрёшь преступником или рабом. А если умрёшь за Веру и Отечество, – то примешь жизнь и венец на небе [об Отечественной войне 1812 года].

Если приятно бодрствовать и трудиться для блага и спокойствия семейства: как должно быть вожделенно стоять на страже и в подвиге, для спокойствия и безопасности Отечества! Земная жизнь даётся человекам на время; и у многих время берет её обратно даром. Какое же преимущество – обратить жизнь свою в талант, ...сделать жизнь свою священною жертвою верности и любви к ...Отечеству, приблизиться чрез самопожертвование к высшей степени святой любви, по суду Самаго Небеснаго Судии: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» [Ин. 15, 13]. Наша любовь к Отечеству должна простираться до готовности положить за него жизнь свою.

Святитель Иннокентий Херсонский (1800-1857), великий проповедник и участник обороны Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 гг., писал: «Истинный ратник Христов тот, кто кроме оружия земного имеет и оружие Божие – Веру живую, упование твёрдое, любовь нелицемерную к правде.

Теперь, благодаря Севастополю, весь свет снова изучил забытый было им урок 1812 года; и знает твёрдо, как дорого приобретается неприятелем каждый шаг на земле Русской. Можем указать ещё на большее, что приобрели мы от патриотического упорства нашего при защите Севастополя, ...где пала едва не вся рать гордой и надменной Британии, и обнаружилась перед всем светом не только слабость её в силах военных, но и немощь в образе внутреннего управления...

Хвала и честь вам, христолюбивые витязи! Вы сделали всё, чего требовал от вас долг любви к Отечеству, сделали более, нежели сколько можно было ожидать от обыкновенных сил человеческих, явили чудеса неустрашимости и самоотвержения. За всё сие примите полную и совершенную благодарность от имени земли Русской и от лица святой Церкви Православной! Та и другая величаются вашим подвигом, благословляют ваше мужество и молятся о вас, живых и умерших! Хвала и честь вам, защитники Севастополя!»

Святитель Игнатий (Брянчанинов, 1807-1867) в письме Н.Н. Муравьёву-Карскому, Кавказскому наместнику, участнику Крымской войны, предварил своё благословение словами: «Стойкость – одно из первых достоинств воинства и земного, и духовного. Опытные в битвах ратники почитают признаком храбрости отважное нападение на строй неприятельский, но несравненно большим – безмолвное стояние с угрюмою твёрдостью под ядрами и картечью неприятельских батарей, когда этого требует общий план военачальника. На таковых-то воинов наиболее он может и положиться, на таковых воинов наиболее полагается наш подвигоположник Иисус Христос и венчает их душевными венцами.

При предстоящем великом подвиге для Российского войска, подвиге, в котором Вы должны принять столько значащее участие, призываю на Вас обильное благословение Божие. Во время мира Вы отложили меч, взялись за плуг; когда ж начала скопляться военная гроза – вы оставили плуг, снова взялись за меч, взялись за него с христианским смиренномудрием, взялись, движимые и руководимые истинною преданностью и любовью к Царю и Отечеству. В благословенной России, по духу благочестивого народа, Царь и Отечество составляют одно, как в семействе составляют одно родители и дети их. Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят её в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых.

Молю Бога, чтобы благословил труды Ваши по внутреннему управлению краем и благословил подвиг Ваш на поле ратном для истинного блага Отечества».

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891) отмечал: «Тогда как государственная власть отправляет воинов карать врагов дерзких и непокорных, святая Церковь, наоборот, внушает воинам не щадить своей собственной жизни, свою собственную кровь проливать за святую Православную Веру, державу и дорогое Отечество. Так она и молится в святых храмах за убиенных воинов: «О упокоении душ всех православных воинов, за веру, царя и Отечество на брани живот свой положивших».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908) писал: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».

Уже в связи с Великой Отечественной войной 1941-1945 гг. святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий, 1877-1961) утверждал: «Богу нужны сердца людей, а не показное благочестие. Сердца нацистов и их приспешников смердят пред Ним дьявольской злобой и человеконенавистничеством, а из горящих сердец воинов нашей Армии возносится фимиам беззаветной любви к Родине и сострадания к замученным немцами братьям, сёстрам и детям. Вот почему Бог помогает Красной Армии и её славным союзникам, карая выступивших, якобы, во имя Его гитлеровцев [1944].

Среди этой непроглядной тьмы сияет сейчас перед вами свет Христов. Он сияет – как мы, несомненно, должны утверждать – в сердцах многих из защитников Родины нашей.
Как ни страшна война, как ни много зла она приносит, но в то же время она несёт и много добра, ибо смотрите, какая горячая любовь к Родине возгорелась в сердцах всех русских людей, какое глубочайшее сострадание к жертвам войны, какой подвиг всеобщий на помощь им, какая любовь к тем, кто жизнь свою отдал за Родину! Разве это не свет? Да, это свет Христов, сияющий в кровавой тьме страшной войны [Слово на литургии на второй день Святой Пасхи, июнь 1945].

И ссылался на слова святителя Димитрия Ростовского (1651-1709), разъяснявшие учение Нагорной проповеди о любви к врагам: «Не думай, слушатель мой, чтобы я повторил слова эти о тех врагах, которые воюют с нашим христианским Отечеством и враждуют против нашей благочестивой Веры... Тех не только нельзя любить, но даже необходимо выступать войной против них, полагая душу свою за христианское царство и целость Церкви».

Это понимание закреплено и в современных «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, VIII.2»: Осуждая войну, порождаемую ненавистью и враждой, «признавая войну злом, Церковь не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идёт о защите ближних и восстановлении попранной справедливости».

И, наконец, напомним, что святитель Иоанн Златоуст (347-407) учил свою паству молиться о помощи Божией воинам на войне: «Разве не было бы ни с чем несообразно, если бы в то время, как другие выступают в поход и облекаются в оружие с той целью, чтобы мы пребывали в безопасности, сами мы за тех, которые подвергаются опасностям и несут бремя военной дружбы, не творили даже и молитв... Это делается по требованию справедливости... Они составляют как бы некоторого рода оплот, поставленный впереди, который охраняет спокойствие пребывающих внутри».

Назад