О КОЗНЯХ ВРАГА ПРОТИВ ТЕХ, КОТОРЫЕ ВСТУПИЛИ НА ДОБРЫЙ ПУТЬ ( прп. Никодим Святогорец №49 с.12)

25.02.2014

Того, кто возжелал освободиться от уз греха, враг не оставляет. Он переменяет только тактику, а не злое своё желание и чаяние преткнуть его о камень искушения какого-либо – и погубить.

И святые отцы изображают такого человека обстреливаемым со всех сторон: сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади – отовсюду летят на него стрелы. Стрелы сверху – внушения чрезмерностей не по силам в трудах духовных. Стрелы снизу – внушения умалить или совсем оставить такие труды: по саможалению, нерадению и беспечности. Стрелы справа – когда враг, по поводу каких-либо добрых начинаний и дел, ввергает в искушение опасности падения. Стрелы слева – когда враги явные представляют соблазны и влекут на грех. Стрелы спереди – когда враги искушают и смущают помыслами о том, что будет. Стрелы сзади – когда они искушают и возмущают воспоминаниями о прошедших делах и событиях.
Все искусительные помыслы приражаются, прилепляются к душе или внутренним путём, или внешним. Внутренним – через образы и представления, фантазии, запечатлеваемые в сознании мысленно; или через непосредственные внушения худого в сердце, которые сопровождаются обычными страстными движениями. Внешним – чрез впечатления внешних чувств, непрестанно приливающие.
Пособниками себе враги наши имеют прежние наши греховные привычки и наше повреждённое в падении естество. Имея столько способов вредить нам, враг нимало не смущается первыми неудачами и непрестанно пускает в ход то одно, то другое средство, чтобы преткнуть или сбить с пути раба Христова, ускользающего из его власти.
После того, как решится кто-либо оставить недобрые пути и действительно оставляет их, первым делом у врага бывает – очистить для себя место действия против этого человека, чтоб никто не мешал ему. Успевает он в этом, когда внушит вступившему на добрый путь действовать самому по себе, не обращаясь за советом и руководством к присущим всегда Церкви руководителям к Богоугодной жизни.
Кто следует такому руководству и все свои деяния, и внутренние, и внешние, поверяет рассуждениям своих руководителей (в приходах – мирских священников, а в обителях – опытных старцев) – к тому нет доступа врагу. Что бы он ни внушил, опытный глаз тотчас увидит, куда он метит – и предостережёт своего питомца. Так разоряются все его козни. А кто отшатнётся от своих руководителей – того враг тотчас закружит и собьёт с пути. Есть много возможностей, кажущихся не худыми – их и внушает он. Неопытный новичок следует им – и попадает в засаду, где подвергается большим опасностям или совсем гибнет.
Второе, что устраивает враг – это оставить новичка не только без руководства, но и без помощи. Тот, кто положил обходиться в жизни своей без совета и руководства – скоро сам собой переходит к сознанию ненужности сторонней помощи при совершении дел своих и ве́дении Богоугодных порядков. Но враг ускоряет этот переход тем, что скрывается сам и не делает нападений на новичка. Он же, почувствовав такую свободу, начинает мечтать, что это доброе состояние – плод его собственных усилий, и вследствие того почивает на них. И в молитвах своих о помощи свыше говорит таковой как бы только сквозь зубы, потому только, что так пишется в молитвах. Помощь не искомая – и не приходит, и остаётся, таким образом, новичок один, лишь со своими силами. А с таким врагу уже легко управиться.
Следствием такого самопрельщения бывает для одних то, что они бросаются на чрезмерные подвиги, не по силам и не по времени. Сильное возбуждение энергии самонадеянностью даёт им на первый раз силу протянуть такие подвиги несколько времени. Потом силы их истощаются – и они не находят уже их в себе столько, чтоб держать самые умеренные подвиги, а нередко от них и отказываются. Иные же, разжигая свою самодеятельную энергию всё более и более, доходят до такой самоуверенности, что считают всё для себя возможным. В этом возбуждённом состоянии они делают пагубные шаги: бросаются в колодцы высохшие или с утёсов, живут в пещере какой-то, совсем отказываются от пищи, и подобное. Всё это устраивает враг незаметно для прельщаемых.
Для других следствием самопрельщения – приписывания себе самим своих успехов – бывает то, что они дают себе право на разные послабления и льготы. Есть такая прелесть: когда вводится в жизнь человека что-то новое (как бывает у покаявшегося), тогда дни ему кажутся месяцами, а недели – годами. И тому, кто потрудился немного в порядках новой жизни, враг легко вбивает в голову мечты: сколько я потрудился, сколько времени постился, сколько раз ночи не спал, и подобное – можно немного и отдохнуть. «Отдохни, – толкует враг, – дай покой плоти; немножко и развлечься можно». Как только согласится на это неопытный новичок – пойдут у него льготы за льготами, пока, наконец, расстроятся все порядки Богоугодной жизни. И спустится человек в ту же жизнь, которую оставил, и начнёт опять жить в нерадении и беспечности, спустя, как говорится, рукава. С такими, впрочем, искушениями: чуждаться и совета, и руководства других; приписывать себе успехи; замышлять о чрезмерностях и послаблениях. Враг не в начале только доброй жизни подступает, но делает попытки к таким внушениям и в продолжение её.
Потому сам видеть можешь, как необходимо тебе всё, что ни делаешь – делать с советом; никогда никаких успехов, как бы они ни были малы, не приписывать себе, своим силам и своему тщанию; избегать всяких чрезмерностей и послаблений и вести жизнь ровную, но энергичную и живую – всегда в порядках, однажды заведённых и установленных по примерам святых, прежде живших, и с рассуждением опытных людей, современных тебе.

Преподобный Никодим Святогорец

Назад