ОТВЕТНЫЙ ДАР
(В.Киляков №49 с.1)

25.02.2014

Христово «мужайтесь: Я победил мир...», – человеку дано это Божественное задание, обетование и утешение. И, бывает, только оно, последнее – согревает и оберегает душу от пропасти, когда земной падший, бренный и недужный мир раз за разом злобно, или расчётливо, или почти равнодушно – разрушением и болью являет духу материальное основание своего забывшего о Боге ничтожного бытия.
Земное существование станет красивым, если труд большинства людей возвысится до творчества – и всего лишь... Поднимая тварный мир до творения, Бог оставляет в утешение людям Свой Дух, – и оттого ясно, что смысл жизни человеческой в одном: выдержать всё до конца и явить миру Славу Божию через само своё ничтожество и терпение. Потому так часто: чем более ничтожества в жизни внешней – тем богаче и напряжённее, тем выше жизнь внутренняя – жизнь духа. И тем явленнее в ней Слава Божия.
Русская идея есть верность духовному – верность безоглядная, беззаветная, подвижническая; в ней горение духа несопоставимо с тлением плоти и косностью мира. И подвиги веры, и смиренное отречение государя-страстотерпца, и духовное скоморошество юродивых Христа ради, до самой могилы – такое духовное горение... С той степенью свободы от прикладного мирского распорядка, когда всей жизнью своею – и славой, и унижением без рассуждения и страха – чистым сердцем доказывается, проявляется наше человеческое сыновство Богу... А вовсе не «трын-трава», в чём обвиняют русских, не понимая глубины этой потаённой внутренней идеи: отрешения от себя, от своей личности – во Имя Господне. Вот чем живёт наш мир.
Но тогда, в этом смысле, противники Божии – тварные создания, людишки, неправо захватившие власть и посты, дающие деньги в рост... Те, что, противопоставляя себя Творцу, не возвеличивают Славу Господню, не смиряются – но пытаются «блистать», сбивая ложным, мертвенным блеском этим с пути Славы Божией (как идеи о мире) – и других. Ибо сказано, что Слава Его в немощи совершается.
Увечные, убогие, скорбящие прославляют Бога уже своим терпением, перенесением скорбей. Они могут быть оценены (иной суд Божий, и иной – человеческий...) и возвышены даже более сияющего поэзией гения. В нищем калеке страждущий и любящий Бог, способный жить даже и в таком ничтожестве, умаляется до великой степени смирения... Сомневающийся, падающий и встающий – в Божьих Очах, в Его Духе, возможно, выглядит куда прекраснее, чем самодовольный фарисей, прочно утвердившийся в своём расписании жизни... Вот откуда это: «Друг, как ты попал сюда не в брачных одеждах?..».
Долг жизни нашей – терпеть и благодарить за всё. Любой протест против жизни – убийство и самоубийство паче прочего – прямой вызов Богу. И вся земная сила человека, как у древнего Антея – от земли. В тепле от земли, в кормлении с неё скрыт огромный смысл: прекратится забота о кормлении с земли – прекратится и духовный рост – следствие страданий. Искренность поиска Бога как раз и обеспечивает страдания, голод, раны... Искания – и муки. Так настрадавшееся сердце человеческое ищет сердца сочувствующего. Только любовь – Любви взамен, и ничто вместо неё не удовлетворит сердце. Отсюда столько несчастий и недоразумений...
Сама человеческая жизнь есть уже выражение Славы Божией, и задача жизни – преображаться от славы к славе. Человек должен возвратить Богу Славу – в сиянии. Долг наш – одаривать Бога добром, и добро вернётся семикратно. Но важно также, чтобы и Бог принял дары Любви от человека. А вот тут уже не обойтись без Благодати, стяжание которой и есть, по мысли преподобного Серафима Саровского, главный смысл нашего бытия.

Василий Киляков

Назад