ЛЕГЕНДА РУССКОГО НЕБА (№50 с.16)

11.03.2014

Пётр Николаевич Нестеров (15/27 февраля 1887-26 августа/8 сентября 1914) – великий русский военный лётчик, легенда русской авиации, основоположник высшего пилотажа; первым в мире выполнил 27 августа 1913 года на самолёте «мёртвую петлю». Нестеров обожал свою авиацию, усматривал в ней не только техническую победу над воздухом. Это был поэт в душе, смотревший на авиацию как на особый вид искусства. Он не признавал шаблонных приёмов. «Мёртвая петля» манила его как новая красота, как новые мировые возможности. Очень жизнерадостный человек, ценитель театра и литературы, жадно любивший жизнь, он часто говорил: «Какое счастье жить, какое наслаждение дышать, летать и двигаться!..»
В 1913 году Пётр Нестеров разработал исследовательскую конструкцию семицилиндрового авиационного двигателя мощностью 120 л.с. с воздушным охлаждением. Позже авиатор занимался строительством одноместного скоростного самолёта, закончить который помешала Первая Мировая война. Владея глубокими знаниями в области математики и механики, имея достаточный пилотажный опыт, П.Н. Нестеров теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей и осуществил их на практике. В своей работе о «взаимодействии руля глубины и направления при значительных углах крена» он впервые доказал, что во время выполнения виражей с креном больше 45о происходит изменение в работе руля: руль высоты выполняет функции руля направления, а руль направления – руля высоты. После назначения командиром отряда Нестеров ввёл обучение полётам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку. Он также разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками и ведения воздушного боя, освоил ночные полёты. В августе 1913 года возглавил групповой перелёт (в составе трёх машин) по маршруту Киев – Остер – Козелец – Нежин – Киев с посадками на полевых аэродромах. Во время перелёта впервые в истории авиации проводилась маршрутная киносъёмка. В первой половине 1914 года Пётр Николаевич осуществил два перелёта: Киев – Одесса за 3 часа 10 минут и Киев – Гатчина за 9 часов 35 минут. Своим последним перелётом Нестеров побил все русские рекорды на продолжительность полёта, на скорость, на скорость с пассажиром и т.д.
Как только началась война, штабс-капитан Нестеров, собиравшийся уже подать в отставку с целью посвятить себя конструированию аэропланов, один из первых отправился на передовые позиции, где и нашёл славную смерть. Возглавив 11-й авиаотряд Юго-Западного фронта, осуществив во время войны 28 боевых вылетов, он погиб в возрасте 27 лет в воздушном бою около города Жолква Львовской области, совершив свой последний подвиг, предотвратив большие жертвы в русских войсках: штабс-капитан Нестеров протаранил на своём лёгком быстроходном «Моране» тяжёлый австрийский самолёт «Альбатрос», в котором находились пилот Франц Малина и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь, которые вели воздушную разведку передвижения русских войск. При этом сам русский лётчик погиб смертью героя. Это был первый в мире воздушный таран. После падения его самолёта, как сообщал в 1914 году иллюстрированный журнал «Искры», по словам очевидцев, Пётр Нестеров был ограблен, возможно, местными жителями... После гибели Нестерова остались жена и двое детей: девочка пяти лет и трёхлетний мальчик. Заботу о семье взял на себя его друг Владимир Иванович Докучаев, который длительное время преподавал в Горьковском (Нижегородском) речном училище, читая курсантам судомеханического отделения курс теории двигателей внутреннего сгорания (дизелей).
По словам доставленных в Киев пленных австрийских офицеров, всей неприятельской армии было хорошо известно имя Нестерова. Во время воздушных разведок русских авиаторов австрийцы всегда безошибочно определяли, каким аппаратом управлял Нестеров. Когда показывался аэроплан-птица, красиво и вольно паривший в воздухе, австрийцы указывали: «Das ist Nesteroff!..». Австрийцы боялись покойного, и все их усилия были направлены к прекращению его деятельности. За задержание отважного лётчика была объявлена большая премия.
Кавалер орденов «Святой Анны» ІІІ степени и «Святого Станислава» ІІІ степени, обладатель золотой медали и именного золотого жетона Киевского Общества Воздухоплавания, посмертно неустрашимый П.Н. Нестеров награждён орденом «Святого Георгия» IV степени.
В 1914 году на месте гибели Петра Нестерова у города Жолква, который с 1951 по 1992 год носил имя «город Нестеров», был сооружён памятный монумент. Позднее, в 1980 году, здесь был построен мемориал памяти героя-авиатора: памятник с мёртвой петлёй, заканчивающейся взлётом вверх реактивного самолёта и небольшой музей. Расположен мемориал на дороге Жолква – Рава-Русская в населённом пункте Воля-Высоцкая. В 1990-е годы музей был заброшен и разграблен.
Указом Президента РФ от 2 марта 1994 года № 442 «О государственных наградах Российской Федерации» в честь Петра Николаевича Нестерова была учреждена государственная награда РФ – «Медаль Нестерова».

 

Назад