О ДОСТОИНСТВЕ И СЛАВЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЖЕНЩИНЫ (Серафим /Чичагов/, №51 с.12)

18.03.2014

По Вознесении Господа нашего Иисуса Христа на Небо во главе христианства стала Его Преблагословенная Матерь, Пресвятая Дева Мария. Она была на земле первообразом христианской женщины. Святая Церковь, основанная апостолами, хранила Её как святыню и после дивного Успения Богоматери признала Её, Препрославленную, превыше ангелов – своею всесильною Заступницею, Молитвенницею и Предстательницей пред Сыном Божиим, Спасителем мира. Только по Её Успении открылась людям духовная сила и всемирная слава Богородицы.
Но вот вопрос, который представляется многим людям на первый взгляд непонятным и необъяснимым: почему же в Святом Евангелии, составленном значительно позже сошествия Святого Духа на апостолов, ничего не повествуется о жизни и деяниях Матери Божией? Отчего у четырёх евангелистов нигде ни одним словом не упоминается о чудесном рождении Пресвятой Девы от престарелых родителей Иоакима и Анны, о Её воспитании, посвящении Богу, о страданиях и подвигах?
Имя Божией Матери весьма редко встречается в Святом Евангелии и всегда при таких обстоятельствах и событиях, которые касаются более Самого Господа Иисуса Христа. Всё, что известно нам о Пресвятой Богородице, записано было учениками апостольскими и святыми отцами по дошедшему до них церковному преданию. Причина, основание безмолвия Священного Писания Нового Завета о жизни и подвигах Пресвятой Девы Марии – в Самой Богоматери, в Её душевном настроении, в Её высочайших, чистейших и совершеннейших добродетелях, в Её смирении и самоотречении, с одной стороны, и в строгости христианского духа – с другой. А также в Её правилах жизни – той жизни, которую Она сложила в Своём сердце, и в тихости, безмолвии духа! Величие и слава Богоматери на земле остались внутри Её Самой и сделались неприкосновенными не только для всех людей, но и для Её Божественного Сына.
По выражению одного из святителей, сердце Преблагословенной Марии сделалось первою книгою, в которой было вписано Евангелие. Всегда преследуемая подозрениями, обвинениями и человеческим любопытством, обязанная таить в Себе непостижимую Премудрость Божию, Она, как отрешённая от мира, одинокая во всех Своих чувствах и мыслях, всегда сосредоточенная в Себе, непрестанно молящаяся, мучимая страхами за жизнь Сына Своего, грозными событиями и ожидаемыми впереди испытаниями, избегала малейшего прикосновения к внешнему миру, боялась сочувствия окружающих, какой-либо известности – и в поразительном безмолвии как совершенный сосуд Благодати несла Свой земной удел, Своё святое послушание, не нуждаясь ни в помощи, ни в утешении, ни в прославлении – но лишь в благодатном укреплении по немощи человеческой.
С первого дня служения Иисуса Христа миру, не будучи в силах вынести разлуки с Ним, Богоматерь последовала по Его крестному пути, претерпевая те же труды, лишения, бедствия, преследования, превратности, и так же, как Сын Божий, искала, где преклонить Свою усталую главу. Изнеможенная от палящих лучей солнца, от странствования по горным дорогам и пустыням, по-прежнему безмолвствующая, едва примечаемая окружающими, всегда последняя в толпе народа, даже вне избранных учеников и жён наблюдала Она издали за возлюбленнейшим Иисусом, составлявшим цель всей Её мученической жизни, и следила за евангельскими событиями, слагая происходящее в наболевшем сердце.
В дни молитвы Христа, пощения, покоя и прославления, Она незаметно удалялась от Него, служа тогда людям во всём помощью и примером, дабы отблески славы Сыновней не могли неожиданно коснуться Её Материнского образа. Так, Она не присутствовала при торжественном и царственном въезде Его в Иерусалим, но в дни скорби, болезней, душевных страданий и опасностей Матерь Божия приближалась к Нему и оказывалась в числе немногих самоотверженных учеников и жён, готовая понести с Ним одну участь, чтобы только не разлучаться ни на один час.
Она не отходила от Креста, на котором распяли Сына Её и Господа, переживала с Ним последние страдания, и может быть, Она подверглась бы также телесным мучениям, если б не лишилась чувств и не была унесена с Голгофы любимым и ближайшим апостолом Христовым.
Не разрешается ли этим наш вопрос? Если Сам Сын Божий в продолжение Своей земной жизни не позволял Себе ни одним словом смутить душевное настроение и безмолвие Пресвятой Матери, не решался нарушить Её непрестанного созерцания тайн Божиих, Её самоотречения и считал неприкосновенными Её священные правила жизни – то могли ли святые апостолы не следовать примеру Иисуса Христа и нарушить Её безмолвие или коснуться душевной скорби после разлуки с Божественным Сыном своим открытым обращением к Пресвятой Богородице и прославлением Её при жизни, когда Она держалась того же самоотречения, не выступая открыто в миру и всегда скрываясь за апостолами как наместниками Христа на земле, участвуя только в общих молитвах [Деян. 1, 14]?
Будучи первообразом христианской женщины, Богоматерь воспитывала и укрепляла в Вере последователей Сына Своего не словом, а Своим примером, и даже церковное предание умалчивает о Её проповеднических трудах.
Образ Богородицы как Первообраз величия и славы христианской женщины всегда служил идеалом истинных христианок, стремившихся воплотить Его в себе, и в чертах нравственной чистоты и семейного счастья найти удовлетворение своим чувствам и мыслям.
Но до какого извращения этого идеала, этой Правды Божией, а также своих стремлений и желаний, своей семейной, общественной и собственной жизни, доходят многие современные жёны и девицы!.. В проявлениях болезненного самолюбия и желания во что бы то ни стало пользоваться наравне с отцами, мужьями, сыновьями и братьями земной славой и наслаждаться своим влиянием, величием и силой (хотя бы в каком-нибудь кругу общества) многие матери и девушки отрешаются от присущей женщинам скромности, от всех других приличествующих им качеств. Они самочинно сбрасывают с себя свои святые обязанности и кидаются в чуждую им светскую, артистическую или политическую, государственную, общественную или научно-философскую жизнь, насилуя на этом пути решительно всё: христианские установления, общественное мнение и собственную натуру – и попутно разрушая жизнь семейную, материнскую, детскую, отечественную, нравственную и духовную, что способствует перерождению человеческой жизни в зверскую, преступную и безумную. В своей горячности и страстности эти жёны не знают пределов увлечения и, подражая мужчинам по внешности, устремляются на их места... В полном ослеплении и заблуждении эти несчастные женщины и девушки, увлечённые лицемерным расположением к ним людей, развращенных и телом, и духом, потерявших ощущение порядочности и нравственности, не замечают того неуважения, осуждения и неблагорасположения, которыми награждает их почти всё человечество за потерю образа христианской женщины.
Будьте же осторожны и благоразумны, возлюбленные матери-христианки! Воспитывайте ваших дочерей больше в храме, молясь с ними во все положенные дни, чтобы и современное научение в школах принесло им разумение и пользу. Просвещайте и укрепляйте их в правде жизни более своим примером, чем многоречивостью. Приучайте их вникать сердцем в строгость христианского духа Богоматери, служащей Первообразом славы и величия. Выступать же христианской женщине самонадеянно для учительства и проповедования ради пустой славы – совершенно запрещено Господом и святыми апостолами. Аминь.

Из наследия священномученика Серафима (Чичагова)

 

Назад