БОГОРОДИЦА – ТУМАННЫ ОЧИ (И. Маркин, №51 с.4)

18.03.2014

Согласно церковному преданию, одна из самых почитаемых святынь – чудотворная икона Божией Матери «Ченстоховская» – написана была евангелистом Лукой, а празднование этому святому образу православные совершают 6/19 марта.
Считается, что Святая Елена после посещения Иерусалима в 326 году, получив икону в дар, отвезла её в Константинополь. В конце XIV столетия святой образ был перенесён польским князем Владиславом на Ясную гору во вновь построенный монастырь, что рядом с городом Ченстоховым, с тех пор икона и получила название «Ченстоховская». За свою историю Ясногорский монастырь пережил не одну осаду, под стены обители подходили и отряды гуситов, и шведы. В ходе заграничных походов Русской Армии в 1813 году обитель была занята нашими казачьими частями, и настоятель монастыря преподнёс в дар список чудотворной иконы русскому военачальнику. Впрочем, бытует версия, что в Россию-то как раз отправился подлинник, а в Польше остался список... До 1932 года «Ченстоховская» икона находилась в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а после его закрытия – в Государственном музее истории религии.
Такова краткая история этого чудотворного святого образа. Однако просто удивительные по своей связи события, касаемые иконы Божией Матери «Ченстоховская», случались порою! Они непостижимы нашим разумом, и являют Промысел Божий.
Далека от польского Ченстохова Старая Ольшанка бывшего Землянского уезда, а ныне Семилукского района Воронежской области. Казалось бы, в этом селе ничего не напоминает о Первой Мировой войне и бурных днях двух российских революций 1917 года, связанных с крушением великой Российской империи, с отречением императора Николая II и последующими знаменательными драматическими событиями. Но так только кажется...
До сих пор стоит в Старой Ольшанке храм, освящённый во имя Живоначальной Троицы. Возраст же церкви – более, чем два века. Впрочем, о самом храме надо рассказывать отдельно, а пока поговорим о событиях, связанных с «Ченстоховской» иконой.
И до войны, и в Первую Мировую уроженцев Землянского уезда, и жителей Старой Ольшанки в том числе, с превеликим удовольствием брали в кавалерию. Многие из землянцев служили в конной Ченстоховской пограничной страже и Ченстоховской бригаде, немало их сложили свои головы либо пропали без вести под этим польским городом. Ещё с конца XIX века для Троицкого храма на святой горе Афон и в Киево-Печерской лавре староольшанцами специально заказываются и пишутся иконы. В 1892 году – образ Николая Угодника, в следующем – «Неопалимая купина». Но имелись в церкви и святые образа местного письма.
17 июля 1914 года, то есть за два дня до официального начала Первой Мировой войны, для Староольшанской церкви сельский ктитор написал икону Божией Матери «Ченстоховская». Это был заказ жён военнослужащих с характерной надписью: «На добрую память дорогим доблестным нашим воинам. Усердием жён воинов». Как увидим далее, надпись эта – своеобразный провозвестник будущих событий.
Уже во второй половине ХХ века, после хрущевской «оттепели», в 1960-е годы Троицкий староольшанский храм остался практически единственным действующим в округе (не считая землянского храма, тоже Никольского). Именно в Старую Ольшанку усилиями прихожан были частично свезены святые образа из порушенных сельских храмов: Новосильского, Меловатки и других сёл. В итоге, наряду с собственными почитаемыми народом святыми образами, в храме собрались и другие удивительные иконы. Сегодня в Троицком храме рядом с «Ченстоховской» Божьей Матерью находится святой образ Варвары Великомученицы, написанный в 1897 году. Образ этот уникален (его надо видеть!..), крайне любопытна и его обратная сторона: она с надписью, из которой следует, что 1 февраля 1915 года по предложению Землянского уездного миссионера священника Покровской церкви села Новосильского Владимира Ивановича Попова и стараниями девицы Анны Павловны Гришаевой святой образ был написан в Киево-Печерской лавре. Далее следует текст молитвы за здравие всей царской семьи и избавлении её от внезапной и напрасной смерти. Ещё ниже перечисляются триста одиннадцать имён воинов из местных жителей, ушедших на фронт. «О здравии», – значит, воины ещё живы. Надпись обычная, стандартная, каких в те годы можно было отыскать немало. Не удивительно и само по себе пожелание здравия царствующему дому, ведь именно Варвара Великомученица считается избавительницей от внезапной и напрасной смерти.
В те времена понятие «напрасная смерть» в русском языке имело несколько иное значение, чем сегодня. Погибшими «напрасно» считались казнённые или умершие насильственной смертью... Через четыре года после написания «Ченстоховского» образа для Троицкого староольшанского храма, день в день, а точнее – в ночь с 17 на 18 июля 1918 года расстреляли царскую семью. То есть приняли Романовы эту самую напрасную смерть. А образ Варвары Великомученицы с молитвой об избавлении «от напрасной смерти» и «Ченстоховская» икона с датой гибели императорской семьи, писанная за четыре года до того, стоят в Троицкой церкви рядом. Да, образ Варвары принесли из порушенного Покровского храма села Новосильского, однако такое соседство простой случайностью не назовёшь.
Староольшанский облик «Ченстоховской» иконы удивителен. Вот что об этом говорит одна из прихожанок храма: «Очи Богородицы огромны, распахнуты и смотрят не на Вас и Вас, а как бы внутрь себя. И даже не в себя, а во Вселенную и в века мучительной человеческой истории. И самое главное – лик Богородицы иногда бывает как бы подёрнут туманом». Потому и называют Её некоторые прихожане «Богородица – туманны очи»...
У любого приходского, а тем более сельского священника всегда много забот. Как-то к вечеру настоятель Троицкого храма отец Александр стал мысленно отмечать, кому из угодников святых служить завтра. Только подумал – как с громким стуком в окладе просела «Ченстоховская» икона, будто напоминая, что чествуют назавтра царских мучеников. А ведь действительно, «Ченстоховской» Божьей Матери молятся о спасении Святой Руси и о даровании народу православного царя.
Как в своё время сказал один угодник Божий, Россия встала на путь погибели в тот день, когда перестали открыто молиться за царя. Это было как раз 6 марта 1917 года (19 марта н.ст.), в день празднования иконы Божией Матери «Ченстоховской». Именно тогда Святейший Синод Русской Православной Церкви принял решение прекратить возношение за царей, заменив их молитвословием Временному Правительству.
В Чернозёмной глубинке происходят события-напоминания, события-предупреждения... Кто знает, что откроется дальше? Ведь у Бога в любом Его проявлении границ не существует – хронология и земное время важны лишь для человечества...

Игорь Маркин

 

Назад