О РЕФОРМЕ ЯЗЫКА
(В. Крупин, №52 с.18)

01.04.2014

Речь пойдёт о русском языке, об одной-единственной приставке «без»/«бес».
Чем больше я занимаюсь русской грамматикой и правописанием, тем более уверяюсь в том, что большевистская реформа в области языка была проведена только из-за этой приставки.
Поясню. В мире идёт борьба добра со злом. Зло олицетворяет враг нашего спасения – диавол, попросту говоря, бес. Нечистую силу словом на букву «ч» в России не называли. Это сейчас все фильмы, все передачи слово это буквально заляпывает. Но вернёмся к приставке. Слово, означающее беса, не было приставкой «бес», оно писалось совсем иначе, с «ятем» /ѣ/ и с буквой «ер» /ъ/ (твёрдый знак): «бѣсъ». Этим слово в прямом смысле заклеймено. «Ять» своим крестиком и твёрдый знак означали врага рода человеческого. В революции зло победило, а победив, стало искоренять себя из народного сознания, будто его и нет. Тут-то и понадобилась реформа. Придумали, что «ер» съедает много бумаги, а «ять» тяжело для употребления. Оставляем сейчас в стороне путаницу написания таких слов, как осел – осёл. Где тут осёл и где тут кто-то осел? Или мел – мёл. Где тут мел, которым пишут, и где тут подметание – мёл?..
Долгие годы прошли при новом написании слов, вроде и привыкли. Но давайте не будем БЕСпамятны, хотя стали БЕЗпамятны. Приставка же была: «без». Не было же беспризорников, были безпризорники, а беспризорники – это красные дьяволята.
По словарю Даля в сравнении с современными словарями и нынешними нормами написания проследим нравственное значение и смысл нового написания. Постараемся не быть бес-подобными, писалось же: безподобные. Бес-совестный – это что? Бес с совестью? Да откуда, помилуйте, у него совесть? Писалось: безсовестный. Бес-смысленный – тут он чётко внушает, что живёт со смыслом, а не безсмысленно. Также бес-словесный – надо без-словесный. Бес-правный – надо без-правный. Бес-полезный – надо без-полезный. Какой же бес «полезный»?
Много ли мы слов вспомнили с этой приставкой – а уже в подсознание вошло, что бес и полезный, и со смыслом, и с совестью. А дальше? Дальше: бес-путный, то есть путный, путёвый; бес-приютный – а как же, особенно в языке нашёл приют. А вот из области религии: бес-приходный, то есть, получается, имеющий приход: в смысле и в человеческом – приход, и в денежном – приход-расход... Бес-поповщина – это вообще за гранью понимания. Конечно, надо писать безпоповщина. Как и писали. Бес-сознательный. Конечно, кто его сознательней? Было бы и надо: без-сознательный. А вот шедевр: бес-солнечный!.. Бес, конечно, семейный. Бес (конечно!..) сильный. А из нас кто-то и бес-семейный и бес-сильный. Надо же писать: безсемейный и безсильный.
Правда, Бог шельму метит. Надо оставить написание таких слов, как бес-сребреник, бес-хвостый, бес-смертный, бес-предельный, бес-корыстный...
Вопрос с приставкой – вопрос не русского ЯЗЫКА, а русской ЖИЗНИ. Заклеймённый крестом великой буквы «ять» бес увековечен в большевистском гимне «Вставай, проклятьем заклеймённый» – это о нём!.. В одном из рассказов Василия Белова уполномоченный по делам коллективизации Бессонов расписывается первыми тремя буквами фамилии. Таких Бессоновых хватает и поныне... Разве случайно демократы, захватившие власть и без конца клеймящие большевиков, вовсе не хотят отказываться от большевистского наследия? А ведь язык – это главное богатство нации. Не золото, не нефть, не курс доллара определяют нравственное состояние общества, а именно язык. Пока же в языке влияние бесов безпредельно. И надо этому положить предел. Иначе, уверен, нечистота и заражённость бесовщиной русского языка – а значит, и русской жизни – будет продолжаться.
Совершенно ясная и безспорная позиция православных по вопросу приставок «без» и «бес», может быть, трудна для неверующих. Тогда прошу выслушать ещё такие доводы. Как уже сказано, «ять» трудна для заучивания её употребления; читаешь воспоминания о гимназических дореволюционных временах – там латинские «вокабуллы», латинское и греческое «экстемпорале», славянская «ять» – главные грамматические мучители учащихся. И хотя сердце верит, что «ять» вернётся в русский язык, умом хоть как-то понимаешь большевиков – бывших гимназистов. Что же касается «без»/«бес», тут явный безбожный умысел. «Ять» в различных диалектных говорах произносилась по-разному: где как «и», где как «я», но слова с приставкой «без» были (все!) совершенно безспорны. Приставка эта означает отсутствие чего-либо, например: без-силие – отсутствие силы. По новому написанию – бессилие. Полностью изменённый смысл!.. Творцы реформы уверяли, что проводят её для упрощения написания, чтобы грамматика русского языка стала доступнее для изучения, чтобы покончить с неграмотностью. Но в случае с приставкой «без»/«бес» грамматику как раз усложнили. Появились правила написания приставки перед гласными и согласными, перед согласными звонкими и глухими. Попечение – безпопечительный, безпечный, так ведь? Приказали писать – беспечный, то есть беспопечительный. Также перевёрнут смысл слова безстрастие: отсутствие страстей, непобеждаемость страстями; пишется – бесстрастие. Полная дикость со словом безпамятный (не отправляющий памяти святым, по Церковнославянскому словарю): пишется беспамятный. Безпорядок – неурядица, неразбериха, пишется: беспорядок.
Всё это очень безсовестно. Интересно, что малограмотные люди, ощущающие смысл произносимых слов, как раз не делают ошибок в написании этой приставки. «Стали мы безкровны», – пишут в письме беженцы с Северного Кавказа. Именно так: безкровные – то есть лишённые жилища, крыши, крова. А грамотные пишут: бескровный. Это что? Бледный, обезкровленный?
Именно для простоты и ясности употребления слов с приставкой «без» нужно вернуться к прежнему написанию.

Владимир Крупин

 

Назад