ПОКАЯНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОСТОЯННЫМ (архимандрит Рафаил /Карелин/, №52 с.14)

01.04.2014

Причащение без исповеди – одно из проявлений модернизма, и оно служит не религиозному подъёму, а обмирщению духовной жизни.
В древней Церкви было правило: причащаться всем присутствующим в храме, и тот, кто не причащался, должен быть объяснить причину этого священнослужителю. Но тогда была практика исповеди перед всей общиной, которая затем сменилась частной исповедью.
Уже в IV веке святой Иоанн Златоуст и другие святители сожалели о том, что христиане стали причащаться редко – по своему нерадению. Впрочем, святитель Иоанн утверждал, что главное не в том, сколько раз причащается человек, а как он причащается.
В настоящее время возобновление практики причащения всех прихожан на каждой Литургии без исповеди не нужно. Духовная жизнь современных христиан находится на таком низком уровне, что подходить без исповеди к Причастию было бы профанацией – и даже, в некоторых случаях, оскорблением Святыни. У многих, к сожалению, настолько притупилось чувство греха, что человеку кажется, что «всё в порядке», даже если душа его полна грехами, как корзина грибами... Притом что праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Мы грешим всегда, и поэтому покаяние должно быть постоянным». А значит, исповедь – тоже. Так что вопрос о необходимой частоте причащения надо всякий раз решать индивидуально, учитывая обстоятельства жизни и духовные потребности христианина.
По словам святого Иоанна Златоуста, человек причащается недостойно в том случае, если он считает себя достойным Причастия. Ведь все мы недостойны, все мы в грехах и в падении... Поэтому перед Причастием надо «вытрезвиться» от страстного духа мира через усиленную молитву, размышления о своей греховности и через покаяние. И постараться день причащения посвятить Богу, а не мирской суете или развлечениям.
Помоги, Господи!..

Архимандрит Рафаил (Карелин) 

Назад