БРЕМЯ МОЁ ЛЕГКО (Протоиерей Николай Бабич)

22.04.2014

«Сказал Господь Своим ученикам: все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко [Мф. 11, 27-30].

«Приидите... Я успокою вас», – две тысячи лет звучит во Вселенной спасительный зов Христов, и вот уже третье тысячелетие щедро открыты нам светлые Господни Объятия, сияющие Божественной Любовью как двери Чертога Небесного. И всё это время известно: взывает к людям Тот, Кто есть Путь бесконечный, Истина непоколебимая и Жизнь вечная.
Однако, отвращая душу от Веры, неразумное человечество медлит обратиться в слух и принять Благую Весть – и устремляется сердцем вовсе не к Нему, Милосердному. Раз за разом воодушевляется ум наш пустыми истинами и увлекается призрачными целями, а разум пунктуально рассчитывает время их достижения – и избирает неверные дороги. Так, зачастую ведо́мый тёмным мо́роком, упрямо бредёт человек по жизни наугад: в суете сует и душевной смуте, прислушиваясь к белому шуму повседневности, обманываясь сумеречными тенями и болотными огоньками, досадуя, негодуя, страдая...
Но длится ожидание Господне, ибо Он Божественно терпелив и полон жертвенной Любви, Он кроток и смирен сердцем. И Пасхальная радость вновь напоминает нам о том, что по-прежнему – всегда и везде, отныне и до века – Спаситель наш призывает нас к Себе.
Таинственный, дивный призыв – а слова просты и вдохновенны, и в глубине души мы знаем: это нас зовёт Христос, это мы – Его ученики. Откликнемся на зов Учителя – и найдёт покой дух наш, если сможем научиться близ Него Его великой кротости и великому сердечному смирению. Пребывая в трудах и заботах о хлебе насущном – но и воспитывая душу во внимании к жизни духа и держась чистоты телесной, мы – придёт время – в Свете Христовой Благодати осознаем себя обременёнными не изнурительными житейскими тяготами и страданиями – а грузом грехов и мучительным стыдом от собственного несовершенства и постоянных падений. Но мы научимся и упованию на Божью помощь, и тогда станем молитвенно взывать ко Господу, а падая – будем снова вставать, преодолевая слабость и боль, и снова идти к Нему, за Ним – на Его Зов, на Его Свет.
IV и V Вселенские Соборы определили тайну Иисуса Христа – Истинного Бога и истинного человека, и тайну Единосущной и Нераздельной Троицы – Отца, и Сына, и Святого Духа. «И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». И Господь открывает Себя ученикам, собирая их, призывая под попечение Своё... Вот Кто ведёт по жизни последователей Христа: Сын Божий, Сын Человеческий, Господь Всеблагой и Всемогущий. «Всё предано Мне Отцом Моим», – говорит Он: вся власть, все сокровища Неба и земли. Всех зовёт Он, чтобы спасти и одарить желанным покоем. Устремимся к нашему Спасителю – и Христос не отринет нас, упокоив наше сердце в Любви Своей.
Но разве нам – по человеческой малости нашей – под силу поднять непомерное бремя Христово, взявшего на Себя все грехи мира и все людские немощи, понесшего все болезни? Отчего же сказано Им ученикам: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко»?
В старину «игом» называли специальное деревянное ярмо – упряжь, которая была рассчитана на одновременную работу двух животных. А само слово «иго» произошло от праиндоевропейского слова «jukam», что значит «соединение». И вслушавшись в то, что содержит евангельский текст, мы поймём глубокий смысл произнесённого Господом: «Соединение со Мною – благо, и нести любое бремя вместе со Мною легко». Бремя Христова Креста – лёгкое бремя ещё и потому, что по мере умножения наших скорбей умножается и благодатное утешение от Бога.
Непросто прийти к этому – но легко быть с Богом в одной связке! Ведь если мы с Ним – то не на наших слабых плечах, а на Его раменах лежит крест всех земных тягот, и именно Он несёт его, а также и наш крест – вместе с нами, от рождения нашего, через смертный порог – в жизнь вечную. Только не следует забывать, что, находясь в единении со Спасителем, грешно человеку оказаться рядом с Ним бездельником, халтурщиком, «уклонистом», поскольку стыд великий – вместе с Ним, смирившим Себя до крестной смерти за нас, не быть и человеку «труждающимся и обремененным». Пусть же каждый из нас будет Христу соработником, пусть честно и до конца несёт рядом с ним свою посильную часть общего со Спасителем бремени.

Протоиерей Николай Бабич

 

Назад