ЖАЖДА ПРАВДЫ (св. Иоанн Кронштадтский, с.10 №53)

22.04.2014

Блажени алчущии и жаждущии Правды, яко тии насытятся [Мф. 5, 6].

Видали ли вы алчущих и жаждущих телесно или испытывали сами голод и жажду? Отчего происходит эта алчба /голод/ и эта жажда? И отчего некоторые люди, например, больные, не чувствуют потребности в пище и питье?.. Алчбою телесною лучше объяснить алчбу духовную.
В большей или меньшей мере все мы испытывали голод и жажду. Томимый голодом или жаждою человек о том почти только и думает: как бы и где б ему скорее утолить их. И когда найдёт или когда предложат ему пищу и питьё, он с большим стремлением и наслаждением удовлетворяет свою телесную нужду. А по удовлетворению её чувствует приятную отраду, которая происходит от восполнения того недостатка, который был в известных частях тела его, и ощущает укрепление сил телесных и бодрость. Если же по каким-либо обстоятельствам он долго не может удовлетворить голода и жажды, то сильно мучается от этого; а если совсем не сможет – начинает пухнуть и в ужасных страданиях умирает.
Такая алчба и жажда происходит от потребности телесной, от недостатка в теле тех стихий, которые нужны ему для жизни. Алчба и жажда бывают, по большей части, в здоровом состоянии тела. Напротив, продолжительное отсутствие у человека голода и жажды показывает его нездоровье и опасное положение, как это бываете с тяжелобольными: оно происходит от расстройства внутренних телесных органов.
Что же такое жажда душевная – алчба правды? Отчего она бывает, и отчего многие люди не имеют жажды правды, и добрый ли то знак или нет? Для объяснения душевной алчбы взойдём к началу человека, к сотворению его Богом, и припомним историю его падения. Потому что в образе сотворения человека и в падении его заключается причина его алчбы и жажды правды.
Как человек сотворён? По Образу и Подобию Божию, или, как говорит святой апостол, в праведности и в святости истины [Еф. 4, 24]. То есть человек создан был праведным, безгрешным, святым, и в нём самом тёк источник воды живой, так как он был в соединении с Богом. Духовною пищею и питьём тогда была для человека Правда, или присно /всегда/ текущий Источник Правды – Господь Бог. Вот стихия души, вот её пища и питие! В соединении с Богом человек не знал, что значит алкать и жаждать Правды, потому что с избытком насыщался ею. Так живущие в полном изобилии и понятия не имеют о голоде и жажде. Алчбу и жажду человек узнал тогда, когда чрез грех лишился праведности и отпал от Источника Правды – Бога, в Котором мог обретать вечное насыщение; когда от простоты уклонился в лукавство, от благости – в злобу, от смирения – в гордость, от кротости – в гнев, от святости – в нечистоту, от Любви Божией – в любовь мира сего и в себялюбие, от душевной, Небесной Любви – в пристрастия плотские и земные.
Душа, лишившись через грех сродной себе стихии – Правды, чувствует голод и жажду, скорбь и тесноту от недостатка необходимой пищи. Так человек, принявший в себя по неосторожности или по легкомыслию яд и томимый внутренним огнём, алчет и жаждет спасительного врачевания и противоядия; так путник в знойной пустыне, утомлённый путешествием и палимый солнечными лучами, жаждет прохладительного пития.
О, какой ужасный яд грех для души бессмертной, созданной по образу Праведного и Всеблаженного Бога! В какое бешенство, неистовство приводит он иногда человека, с какою палящею сокрушительною силой разливается он по всем внутренностям и составам телесным! А меж тем – что же? Многие играют этим огнём, раздувают его, не подозревая, что они тем ускоряют свою погибель. Братия! смертельным ли ядом забавляться? Огнём ли играть?
Но если несомненно то, что все потомки Адама рождаются на свет с этим греховным ядом, если этот яд гибельно действует на душу и тело человека, если всякому человеку дан внутренний голос совести, обличающей грех – то отчего многие не чувствуют своих грехов и не ощущают алчбы и жажды оправдания?
Это бывает оттого что человек своим плотским мудрова-нием и своей постоянно греховною, сластолюбивою, разгульною любокорыстною жизнью насилует и, наконец, совсем заглушает свою совесть. Это бесчувственное состояние души – греховная смерть человека, которая из временной может перейти в вечную.
Нужно сильное потрясение, чтобы пробудить спящую совесть. Чтобы разбудить грешника, спящего греховною смертью, надо раскрыть его ослепшие сердечные очи, которые не видят всего множества грехов и всей строгости Правды Божией, которая будет по смерти судить его. О, подай же нам, Господи, алчбу и жажду Правды здесь, чтобы посредством искреннего покаяния отринуть всякую неправду и предотвратить Страшный и Праведный Суд Твой!..
Братия! Раскроем книгу совести и будем беспристрастно читать в ней все наши греховные помыслы, желания, намерения, слова, поступки, которые мы имели, говорили и делали; представим при этом, что мы стоим на Страшном Суде Иисуса Христа, Который до йоты знает не только слова и дела, но и сокровенные помыслы наши и Который будет судить нас не только за дела, но и за каждое праздное слово; Он откроет всё сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения [1Кор. 4, 5], и со строжайшим правосудием воздаст каждому по делам.
Скажите по совести, много ли в нас найдётся чистого добра, которое было бы достойно святейших и пресветлых Очей Божиих? Много ли окажется правды; много ли найдется чистых помыслов, желаний, намерений, речей, поступков, происшедших от живой веры в Бога, от сердечной любви к Нему, от благоговения к Нему, от благодарности пред Ним и от чистой любви к ближнему? Не в тысячу ли раз больше окажется неправды?
А за всякую намеренную упорную неправду, не изглаженную покаянием, Правда Божия карает вечною мукою. Потому представим живо множество своих грехов и Страшный Суд Божий, для которого уже и Престол Судии готов, и себя, предстоящими пред этим Судом в присутствии всех Небесных чинов ангельских и всего рода человеческого. И тогда – останемся ли мы ещё равнодушны к своим грехам, не возжелаем ли всей душою прочее время нашей жизни провести в покаянии и добродетели, для Бога и для вечности?
Поспешим же без пощады обличить сами себя в допущенных нами грехах, почувствуем их мерзость, перестанем услаждаться ими, любить их и делать их. Вспомним страдания Христа Спасителя и крестную смерть Его. Что предало Иисуса Христа на такие страдания и такую мучительную позорную смерть – впрочем, принятые Им добровольно? Правда Божия. За кого и за что? за нас и за грехи наши. А если с зеленеющим древом, каков был Иисус Христос, поступила так Правда Божия, то что будет с сухими деревами – такими, как мы, грешные [Лк. 23, 31]? Каковы будут наши мучения, если не обратимся и не покаемся? Что, страшат ли тебя, после этого, брат мой, суд и геенна? Будешь ли ты после этого алкать и жаждать оправдания Божия, чтобы неумытная /нелицеприятная, бескорыстная/ Правда Божия не осудила тебя на вечное мучение? Воспрянем же от сна греховного и исправимся.
О, если бы все палимые и удручаемые страстями житейскими, как томимые сильным голодом и жаждою, всею силою души возжелали оправдания Божия, исправления сердца и всего жития своего, как требует «Евангелие», как хочет Бог, непрестанно зовущий нас к обращению от пути погибельного на путь спасения!
Блажени алчущии и жаждущии Правды, яко тии насытятся ([Мф. 5, 6]. Как насыщаются алчущие и жаждущие Правды? Подобно тому, как насыщаются алчущие и жаждущие телесно. Насытившийся телесно, не чувствует более голода и жажды и ощущает подкрепление тела принятою пищею и питием; насыщение души состоит в мире и успокоении душевных сил, вследствие сердечного покаяния во грехах и очищения их Благодатью, и в приобретении силы делать добро, которой мы прежде не имели, когда работали греху. Её подаёт нам Иисус Христос – Мир наш, Правда наша и Сила наша. О, если бы все познали нетленную красоту и сладость добродетели, и в слёзном покаянии о грехах насытились Правды Божией, крепко и невозвратно возлюбили её, возненавидев от всей души путь греховный! Да соделает это Благодать Божия! Аминь.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский
Из книги: «Солнце Правды»

 

Назад