ХОДАТАЙ ПРЕД БОГОМ ЗА ЕДИНСТВО ЗЕМЛИ РУССКОЙ (с.8 №53)

22.04.2014

Святитель Иона, впоследствии митрополит Киевский, патриарх Московский и всея Руси (1390-е-1461) родился в селе Одноушево близ Солигалича в семье служилого землевладельца. «Иона бысть родом от места города Галича, близ предел казанския земли, разстояния имея от солигаличския яко 6 верст на реке на Святице, родися от отца благочестива, именем Феодора, зовомаго Одноуша, идеже ныне погост по его имени Одноушево именуемое, его же той Одноуш дал в дом соборной церкви Пречистыя, иже на Москве». В двенадцатилетнем возрасте он принял монашеский постриг в монастыре в селе Унорож близ Галича. Через несколько лет поступил в Московский Симонов монастырь, где исполнял послушание пекаря. Раз, обозревая монастырь, митрополит Фотий вошёл в пекарню, где проходил послушание Иона, и застал его спящим после трудов. Пальцы правой руки послушника были сложены как бы для иерейского благословения. Митрополит повелел не будить спящего, благословил его и предсказал, что он будет великим святителем.
После кончины митрополита Фотия в 1431 году святитель Иона, бывший тогда епископом Рязанским, как его преемник фактически возглавил Русскую Церковь: в 1432 году он именуется «нареченным в Святейшую митрополию Русскую». Однако междоусобная борьба, разгоревшаяся на Русской Земле за великокняжеский престол, не позволила святителю выехать в Константинополь для посвящения. И в 1436 году там на Русскую Митрополию поставили грека Исидора, подписавшего впоследствии Флорентийскую Унию. Только после бегства Исидора из России святитель Иона стал митрополитом Киевским и Владимирским. 15 декабря 1448 года на Соборе русских епископов в Москве святитель Иона был избран митрополитом Киевским и всея Руси.
Митрополит Иона был ревностным борцом за чистоту Православия. Он ясно осознавал всю опасность, которую может принести Флорентийская уния России, особенно западнорусским областям, находившимся под властью католических правителей и их усилиями отторгаемым от Москвы, остававшейся главной хранительницей древних святоотеческих преданий.
Это было тревожное время: окончательно рушилась Византийская империя, в Константинопольской Церкви наблюдались нестроения, по причине тяжёлых политических обстоятельств она была насильственно склоняема к Риму. Когда митрополит Исидор возвратился из Флоренции в сане кардинала-пресвитера с титулом «легата от ребра апостольского в землях ливонских, литовских и русских», святитель Иона не поколебался, он остался твёрд в Вере Православной и не принял митрополита-униата. Это особая страница пастырской деятельности митрополита Ионы, вступившего в управление Русской Церковью в трудное время. В его святительство, по проискам великого князя Литовского, произошло печальное разделение Русской Церкви на северную (Московскую) и южную (Киевскую), что имело для неё весьма тяжёлые последствия. Святитель Иона не мог, несмотря на все свои усилия, помешать этому. Трагическое для русского государства отторжение юго-западных и западных земель постоянно напоминало о себе в церковных делах. Некогда единая Русская Поместная Церковь стараниями враждебных политических сил насильственно раздиралась на части. Попавший в зависимость от литовских и польских завоевателей православный русский народ переживал не только все последствия чужеземного политического гнёта, ему грозила опасность навсегда подпасть под влияние «утверждаемых», а практически – в нарушение исконных традиций – назначаемых католическими государями митрополитов, стать жертвой усердно проводимой Римом униатской политики.
По свидетельству знатока отечественной истории того периода, митрополит Иона «участвовал только в чистых делах Москвы». Велико было значение святителя в укреплении централизованного Московского государства, его духовное, смягчающее влияние на ход российской истории в середине XV века. Это было время тяжёлых гражданских смут. Централизованная государственная власть в лице московского князя Василия II Тёмного (1415-1462) утверждала себя в борьбе с давними удельными устремлениями. Во время борьбы великого князя Василия II Тёмного с его двоюродным братом князем Димитрием Шемякой (Галицким) и Василием Косым святитель Иона поддерживал великого князя – законного наследника московских великих князей и, когда тот был низложен, взял детей его на поруки «на свою епитрахиль» (так говорили в те времена) – к себе в Рязань. Поддержка святителем Ионой Василия II Тёмного была продиктована, помимо всегда свойственных митрополиту стремлений к гражданскому порядку и миру, ещё и ревностной и мудрой святительской заботой о сохранении чистоты Веры, единства Церкви и непрерывности её традиций. Этим была продиктована и его сугубая забота об оставшихся за чертой государственных границ России православных южно- и западнорусских епархиях. В те годы вокруг подпавших под власть Литвы и Польши западнорусских земель ситуация складывалась неблагоприятным образом. Московская Митрополия, справедливо полагавшая себя защитницей интересов православной паствы, законно заявляла свое каноническое право на управление западными русскими епархиями. Когда изгнанный из Москвы Шемяка вновь намеревался затеять кровопролитные распри, иерархи Русской Церкви во главе с митрополитом Ионой обратились к пастве с увещевательным и грозным посланием, в котором ярко выразилась миротворческая позиция Церкви, противостоящей гражданским и политическим нестроениям и спесивой гордыне феодалов. В послании говорится: «А не имете бити челом своему Господарю Великому Князю (имеется в виду законный государь Василий II), к конечной своей погибели, а затем кровь христианская прольется, и та вся кровь христианская на вас от Бога взыщется, за окаменение ваше и неразумие; да того ради и милости Божией и своего христианства чужи будете, и нашего смирения, благословения и молитвы, также и всего великого священства Божия благословения не будет на вас».
Вслед за святителем Алексием митрополит Иона смело может быть назван одним из духовных вождей молодой русской государственности, заложившим фундамент будущего идейно единого и политически мощного Московского государства.
В 1451 году, в отсутствие великого князя, татары осадили Москву. Святой митрополит устроил крестный ход по стенам города. Во время крестного хода он увидел благочестивого инока Антония, которого он почитал, и попросил его молитв о городе. Антоний ответил, что Господь их молитвы услышал и город будет спасён, а убит будет только он один. И в то же мгновение вражья стрела поразила его. Святитель Иона с честью похоронил его. А 15/2 июля, в праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы, как и предрекал благочестивый Антоний, татары в смятении бежали от Москвы, точно гонимые какой-то невидимой и неведомой силой. В память спасения Москвы от нашествия жестоких иноплеменников святитель Иона возвёл на своём дворе церковь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы.
Митрополит Иона остался в благодарной народной памяти и в русской истории и как усердный молитвенник и ходатай перед Богом за освобождение родной земли от ненавистного иноплемённого ига. В своих увещевательных письмах, посланиях, грамотах он подчёркивал, что великий князь борется за всеобщее русское дело, отражает татарские набеги, в то время как его политические противники, нарушая мир в государстве, по существу, являются сторонниками татар. В житии святителя, написанном Пахомием Сербом, рассказывается о непосредственном участии Митрополита Ионы, тогда уже глубокого старца, в отражении осаждавших Москву в отсутствие великого князя татарских полчищ. Святитель был великий прозорливец, он предсказал скорое освобождение России от всякой зависимости от Орды, что действительно стало историческим фактом в 1480 году.
Будучи великим чудотворцем, по свидетельству современников, он исцелил многих, в том числе дочь великого князя, боярина Василия Кутуза и иных, взывавших к нему о помощи.
Никто не мог утаить пред святителем помышлений своих. Однажды ночью протопоп Успенского собора Иаков услышал из алтаря голос: «Иаков, пойди, скажи рабу Моему Ионе, что, так как он просит у Меня, ради своего душевного спасения, болезни телесной, Я услышал его просьбу: пошлю ему на ногу язву, от которой он умрёт; пусть, ввиду скорого преставления, окончит дела, налагаемые обязанностью архипастыря». Иаков не посмел открыть своё видение митрополиту. Тогда прозорливый сам святитель сказал ему об этом, добавив, что так как он скрыл то, что ему было возвещено Святым Духом, Бог возьмёт у него супругу, и велел приготовить её к смерти. Супруга протопопа скончалась через три дня, совсем не чувствуя себя больной. А сам святитель Иона, как и было возвещено, заболел язвой на ноге, но не переставал посещать церковь.
31 марта 1461 года /13 апреля н.ст./ святитель Иона почил в Москве в глубокой старости с молитвой Господней на устах. На Митрополии он был более двенадцати лет, до этого около полутора десятков лет фактически управлял Церковью в Московском государстве. Святитель мирно отошёл ко Господу, претерпев все испытания, посланные на его долю. В 1472 году при великом князе Иоанне III по случаю перестройки Успенского собора святые мощи его были обретены нетленными. «Егда сняша с гроба доску, и в тот час изыде благоухание много по всему храму, яко всем бывшим ту слышати его, мощи его вси целы и нерушимы», – свидетельствует исторический документ. Тогда же было установлено совершать местное празднование святителю Ионе в день преставления и в день перенесения мощей 9 июня/27 мая (со святителями Феогностом, Киприаном и Фотием). В 1547 году при митрополите Московском Макарии было установлено и общецерковное празднование памяти святителя. Помимо вышеупомянутых дат, оно отмечается также 28/15 июня и 18/5 октября – в Соборе пяти святителей Московских.
В историю Русской Церкви святитель Иона вошёл как архипастырь, до конца исполнивший свой святительский долг, верный канонам и преданиям, лежащим в основании русской церковности со времён святого равноапостольного князя Владимира.

С использованием текста О. Чернова.

 

Назад