БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗОВ НАД МИРОМ (Иоанн /Шаховской/, с.8 №54)

12.05.2014

Был человек, желавший – как и многие – оправдать себя. Он спросил у Христа Иисуса: «Кто мой ближний?» И Спаситель рассказал ему притчу о милосердном Cамарянине [Лк. 10, 29-37]...
Шёл странник из Иерусалима в Иерихон, и был схвачен разбойниками. Они сняли с него одежду – вероятно, единственное его достояние – и, избив, оставили на дороге.
Вслед за этим бесчеловечьем следует другое, может быть, ещё худшее: следующие той же дорогой люди равнодушно проходят мимо этого лежащего и истекающего кровью человека.
Прошёл мимо священник. Левит поступил ещё хуже: подошёл, посмотрел – полюбопытствовал, как страдает и умирает человек – и отправился своей дорогой. В лице этих двух людей мимо израненного человека прошло как бы всё несострадательное человечество. Одна половина этого человечества ранила его и бросила умирать на дороге; другая – проходит равнодушно мимо его страданий.
Святой Иоанн Златоуст справедливо сказал: «Богатые и сытые, равнодушно взирающие на голодных и нищих и не помогающие им, равны убийцам». Конечно, равны преступникам и те, которые, имея возможность помочь хотя бы одной жертве преступлений этого мира, проходят мимо человеческих страданий, занятые лишь своим благополучием.
В простых словах Христос, знающий сердца людей, открывает всю глубину мрака, сгустившегося над человечеством, и показывает главный грех всех времён и народов: НЕМИЛОСЕРДИЕ. И когда, вникая в эту истину, мы начинаем ужасаться кромешной тьме нравственного человеческого сознания, тогда тихая небесная заря – милосердие – восходит над землёй. И за нею видно само Солнце Божественной Любви – Христос.
Проезжал – рассказывается в притче – тем же путём около Иерихона Cамарянин и, увидев на дороге окровавленного человека, сжалился над ним. Вот всё, что произошло: сжалился над ним. Всё другое было только следствием: один человек сжалился над другим человеком. Свершилось близкое и понятное всем чудо, через которое самый грешный и слабый человек делается причастником Божественной Силы, Правды и Славы.
Жалость движет больше, чем каменными горами – каменными сердцами... «Истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его – будет ему, что ни скажет» [Мк. 11, 23], – это слова Христа. Каменные горы передвигать с места не надо. Истинное чудо в мире – это жалость, милосердие. Бог хочет от нас этого чуда – чуда жалости, сострадания, милости одного человека к другому. Тут сила высшей жизни.
Истинное милосердие всегда просто и деятельно. Оно есть воля, готовая на всякий труд, сердце, соглашающееся перенести всякую скорбь ради любви.
Истинное милосердие деловито. Оно соединяет в себе Небо и землю и помогает не только в чувствах и намерениях, но – сейчас же, тут, на этой сухой, пыльной земле меж Иерусалимом и Иерихоном.
Таковым именно было милосердие Cамарянина, о котором рассказал миру Христос. Продуманная заботливость самарянина показывает глубину его жалости. Подойдя к лежащему на дороге раненому, он тотчас перевязал ему раны, смягчив их маслом, промыв вином, и, посадив его на осла, привёз в гостиницу и позаботился о нём, говорит «Евангелие».
После этого милосердный Самарянин мог бы уехать с чистой совестью. Но нет: на другой день, отъезжая, он вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал: «Позаботься о нём». Кажется, уже всё сделано им. Но совесть этого человека продолжает быть неудовлетворённой: он обращается к хозяину гостиницы и говорит ему: «Если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Какое излучение истинной человечности!.. Ведь все могут поступать так же... Много и сейчас в мире около нас людей, израненных грехом, оскорблённых злом этого мира, лежащих и страдающих на разных дорогах. И можно помочь им.
Я вижу эту небольшую каменную гостиницу и милосердного самарянина на дороге меж Иерусалимом и Иерихоном. Это малый дом, в нём никто не обитает, но его знают все паломники Святой Земли... Дорога пустынная вьётся среди гор, спускаясь к Иерихону. Вокруг – мёртвые горы. Это сердца. Кого, чьи они? древних? современных людей? Это наши каменные человеческие сердца, Господи. И они алчут воды Твоей Милости и готовы ответить на Воду Твою цветами и травами...
Малый дом стоит близ дороги. Приходят сюда люди всех стран и народов – и воочию видят эту притчу, которую слышали от Христа две тысячи лет назад. И слово пустынной дороги, мёртвых каменных гор, и этот малый дом, говорящий народам о милосердии, – всё остаётся как Божественный зов среди мира – к человечности человека, к любви и жалости.

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

 

Назад