СРЕДЬ МОГУЧИХ ДЕРЕВ (И. Маркин, с.16 №56)

14.06.2014

Двадцать лет назад 14 июня было положено начало возрождению одной из старейших обителей земли Воронежской – Толшевской Спасо-Преображенской. Приехавшие в тот год весной в Воронежский биосферный заповедник исследователи из Москвы среди прочего взялись определить возраст старого дуба, растущего рядом с обителью. Результат их поразил: дуб родился четыреста пятнадцать лет назад!.. Какие только события не помнит древний лесной великан... При нём появился и Спасо-Преображенский монастырь, который, впрочем, сначала назывался «Константинова пустынь». Как гласят старинные предания, в 1636 году в царствование Алексея Михайловича в непроходимом лесу на берегу реки Усмани некий пчельник Константин основал пустынь.
Подобно Иоанну Предтече, сначала Константин жил в дупле, питался мёдом диких пчёл, травами и кореньями, носил одежду из шкур диких животных. На первых порах оградой пустыни служил плетень пчельника. Позже Константин выстроил небольшую часовню, освятив её в честь Зосимы и Савватия Соловецких, покровителей пчеловодов. Собралась и братия. Известно, что несколько позже благочестивый царь Алексей Михайлович государевой грамотой определил новой обители земли, а в 1646 году монастырю было дано в городе Усмани место «для осадного времени», на случай если монахам придётся спасаться от нашествия иноплеменного в соседней крепости.
Обители много помогали воронежские дети боярские из рода Парена́го. Они сделались устроителями монастыря в обычном значении этого слова: выстроили на берегу реки Усмани монастырские здания, выделив часть своей дачи, и всё это передали Константиновскому братству «для поминовения родителей их». В 1677 году здесь находилось девять монахов и девять трудников – непостриженных в монахи работников монастыря. И в этом же 1677 году уже царём Феодором Алексеевичем обители «пожалована была руга денежная» (содержание). Окончательное закрепление земель за монастырём произошло в 1684 году, и в 1694 году здесь было уже две деревянные церкви: в честь Всемилостивого Спаса и во имя Зосимы и Савватия Соловецких. По главной церкви монастырь стал именоваться Спасским. А по имени первооснователя обители Константина получили своё название находящиеся неподалёку от монастыря протока и колодец. Позже на протоке появилась монастырская мельница.
Первые строения в обители были деревянными, и пожары стали для них главной опасностью. В 1706 году сгорел деревянный храм во имя Зосимы и Савватия. Для обители настала пора одеться в камень. И в начале 1750-х по благословению епископа Воронежского Феофилакта (Губанова) в монастыре заложили каменные церковь, ограду, братские кельи, трапезную и конюшню. Последняя была крайне необходима, ибо в то время монастырь содержался, кроме царского жалованья и доходов с мельницы, ежегодными конными ярмарками, проходившими в престольный праздник Преображения Господня. Когда появился храм во имя Преображения, обитель стала называться Толшевской Спасо-Преображенской. Главный храм, сохранившийся и до наших дней, Преображенский – благолепно расписанный, с двумя приделами – во имя святителя Николая и во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, с подновлённым иконостасом – освятили при игумене Евфимии в 1759 году. Вероятно, название «Толшевский» произошло от располагавшегося вокруг невероятно густого леса с толстыми дубами (от слов «толща», «толстое, могучее дерево»). В обители возвели каменную колокольню, трапезную, четыре одноэтажных корпуса для братии (до того каждый небольшой деревянный домик представлял собою отдельную келью), начали обрамлять монастырь каменной оградой с восемью башнями. Наряду с каменными сохранялось здесь и множество деревянных строений.
В истории обители есть и своя тайна. Примерно в эти же годы в монастырском подвале содержался некий загадочный узник по фамилии Шарков. Видели его только по пути шествия в церковь и обратно: вели Шаркова в кандалах, с «замкнутым» ртом – за то, что говорил «хульные слова» про царицу Елизавету Петровну и знал нечто, связанное с восшествием императрицы на престол. Куда он потом делся – неизвестно. Существует версия, что Шаркову удалось сбежать...
В 1768 году, удалившись на покой от управления Воронежской епархией, в монастырь прибыл святитель Тихон, епископ Воронежский, будущий Задонский Чудотворец. Уединённое место, глухой лес, из-за чего обитель редко посещали, и строгие нравы, царившие в монастыре – всё это как нельзя лучше отвечало внутренним духовным чаяниям и монашеским подвигам святителя. Согласно монастырской летописи, «однажды в полночь, обходя вокруг церкви и став перед алтарём на колени, Тихон в пламенной молитве просил Господа дать ему увидеть уготованное блаженство для верующих. И Господь не замедлил исполнить просьбу своего угодника». Святитель Тихон прожил в монастыре год и два месяца, но воздух здешней местности, сырой от множества окрестных болот, оказался вреден для его слабого здоровья, и в 1769 году подвижник с сожалением покинул монастырь и вынужден был удалиться в Задонск. Впрочем, по некоторым сведениям, святитель посещал обитель ещё и в 1771 году, и даже в 1776-м, и неоднократно говаривал: «Вот, здесь и на монастырь походит – самая монашеская и уединённая жизнь». В середине 1830-х годов на месте, где находилась келья Тихона Задонского, была возведена часовня, в которой хранились его вещи: прижизненное изображение Божьего угодника, его деревянное кресло и крест в футляре.
Недалеко от обители помимо Константинова источника имеется и ещё один. По преданию, оба источника были известны первосвятителю Воронежскому епископу Митрофану. А прибытие его в обитель связано со следующими событиями, известными из жития: «В Толшевском монастыре возникло возмущение против Митрофана после того как он запретил торговать возле монастыря вином. Недовольная распоряжением часть братии постановила «отписаться в Рязанскую епархию, а к Воронежской епархии не быть». Это открытое противление святительской власти сопровождалось таким бесчинием, что Толшевский монастырь в конце концов пришёл в полное запустение. Святитель Митрофан дабы положить конец притязаниям Рязанского митрополита Павла обратился к патриарху Иоакиму. В ответ на это 22 ноября 1684 года патриаршей грамотой Толшевский монастырь был причислен к Воронежской епархии». Память святого Митрофана в Спасо-Преображенском монастыре хранится со времени его прославления, с 1832 года. Именно тогда в обители появился новый придел трапезной церкви, освящённый во имя Митрофана Воронежского, а через полвека правый храмовый придел был освящён во имя святителя Николая, левый же – во имя святителей Воронежских Тихона и Митрофана.
Толшевский монастырь быстро развивался, и в своё время прославился численностью схимонахов, достигшей к девяностым годам XIX века 79 человек. И хотя имена старцев не сохранились, местные жители по сей день вспоминают чудеса, творившиеся по их молитвам. Как сообщает церковное предание, по молитвам схимников многие нуждающиеся получали в монастыре исцеление от женского бесплодия. Не убавилась благодать этого места и в настоящее время. Известны бездетные супружеские пары, прожившие совместно по пять-десять лет, которые, приехав сюда поклониться старцам и молитвенно попросить их о помощи, обретали долгожданное чадо и семейное счастье.
Всё девятнадцатое столетие в жизни Спасо-Преображенского Толшевского монастыря отмечено новыми стройками. На его территории один за другим выросли двухэтажный настоятельский корпус, братский корпус с церковью Успения Божией Матери и гостиный дом. У храмовой части Преображенской церкви появилась трапезная с помещениями для ризницы и весьма богатой древними изданиями библиотеки. В 1894 году в очередной раз была перестроена церковь Преображения Господня, через пять лет в гостином доме при монастыре открылась церковно-приходская школа, где обучались двадцать мальчиков-певчих...
Графские старожилы помнят старинный русский обычай: тогда шли в монастырь босиком по степи и по лесной дороге, шли, чувствуя стопами родную землю – до чистейшего озерца. В нём смывали усталость и пыль, обувались, с благодарственной молитвой кланялись Константинову колодцу и достойно вступали в церковь.
После 1917 года монастырь был полностью разграблен, а потом и закрыт. Книги из монастырской библиотеки, иконы, церковная утварь – всё было утрачено. Территорию монастыря со всеми постройками передали образованному в 1923 году Графскому заповеднику. В тяжкие годы безверия чистое озеро превратилось в болотце, святой колодец забросали камнями, закидали мусором, забили плитами. В церкви Преображения Господня размещались библиотека и мастерская, в братском корпусе настоятеля – узел связи и квартиры, в трапезном корпусе – лаборатории...
После долгих лет запустения в 1994 году монастырь возвратили епархии, и началось его возрождение уже как женской обители. За прошедшее двадцатилетие был отремонтирован и реставрирован не сохранивший в советское время даже своих куполов изуродованный богоборцами храм, заново расписаны его своды. В монастыре оборудовали отопление, в жилой корпус подвели водопровод. Расположенная в сестринском корпусе домовая церковь Успения Богородицы обихожена. Святой колодец расчищен, и его вода вновь дарит живительную свежесть паломникам. Восстановлен и второй источник на окраине посёлка. Рядом с ним есть захоронение советских воинов времён Великой Отечественной. Много было разговоров, что святой источник и советское захоронение несовместимы, но напоминание о том, что отдать жизнь за други своя есть высший подвиг, прекращает бесполезный спор. Ранее рядом с храмом было кладбище, на котором среди прочих погребён и известный воронежский промышленник и благотворитель В.Г. Столль. Не так давно в память о почившей и похороненной на монастырской территории братии установили крест и надгробную плиту...
Благоустраивается монастырь, возрождается монашеская жизнь, ежедневно совершается церковная служба, на разных послушаниях трудятся сёстры. Сейчас в обители действуют художественные и швейные мастерские, приходская воскресная школа, есть подсобное хозяйство. Имеются в монастыре и свои святыни: особо почитаемые образы Божией Матери «Корсунская» и «Тамбовская».

Назад